В конце октября предприниматели Ташкента сообщили, что их начинают отключать от газа.
В Министерстве энергетики подтвердили информацию и пояснили, что вводимые с 1 ноября 2020 года ограничения являются необходимой мерой, предусмотренной договорами.
Чиновники рекомендовали предпринимателям перейти на пользование «альтернативным топливом», так как бизнес, скорее всего, скоро перестанет получать газ и в другие сезоны.
Что об этом думает общепит
Как отмечает Артур Рудомёткин, основатель нескольких ресторанов (Belle Maman, «Свидальня» и другие), в общепите не существует такого понятия как альтернативные виды топлива, так как каждая концепция заведения подразумевает использование специального вида технологического оборудования в приготовлении блюд:
«Нельзя всех перевести, к примеру, только на уголь, так как не все готовят шашлыки и выпекают самсу — есть ряд блюд, приготовление которых возможно только на газе», — поясняет предприниматель.
По его словам, если попробовать перейти на электричество, то придется прорабатывать новые технологии приготовления определенного вида продукции — для этого потребуются время и средства.
Рудомёткин подчеркнул, что создавая свой бизнес, каждый руководитель подстраивал кухню, технологию, площади, ассортимент блюд, производственные мощности здания под имеющиеся условия, а в этом случае под газоснабжение, и сейчас непросто произвести такого рода реформу.
«Если Минэнерго говорит, что это вынужденная мера, возможно есть проблемы с добычей газа?», — задалась вопросом управляющий партнер сети кофеен «ЧайКоф» Алина Цимерман.
По ее словам, в таком случае может быть имеет смысл предоставить льготы тем, кто переходит с газа на электричество. К примеру:
- упрощенную схему по получению новой проектной документации;
- отмену оплаты огромных депозитов по электроэнергии, соответствующих электрическим лимитам;
- снижение тарифов на электричество;
- льготы в налогообложении для высвобождения средств на приобретение и оснащение электрооборудованием.
«Готовы ли наши смежные структуры к такой нагрузке на электропроводку — выдержат ли они переход целой отрасли? Может быть не стоит „рубить с плеча“ годами существующий уклад, а подготовить поэтапный план перехода на электричество?» — отметили предприниматели.
Сооснователь Pie Republic и «Пастернака» Лазиз Гулямов отметил, что вокруг заявления очень много шума, однако он весь сконцентрирован на последствиях проблемы, а не на причинах.
«Да, мы тоже пострадаем от этого решения, уйдут десятки тысяч долларов, чтобы переоборудовать кухни. Но суть проблемы в другом — не совсем понятно, как экономия газа на бизнесе сможет удовлетворить спрос населения, если ключевой проблемой этого спроса является не наличие газа в запасе, а элементарная инфраструктура? Я знаю множество кишлаков в областях, к которым элементарно не подведены коммуникации (газ в том числе)», — отметил Гулямов.
По его словам, попытка перекладывания ответственности за неэффективное планирование и устаревшую инфраструктуру на некую нехватку газа не решит проблему, а создаст новую. Например, локальную коррупцию или перегруз электросетей, потому что топить углём — не решение для современного бизнеса, и тем более для экологии.
«Я убежден, что неэффективное решение, принятое в год кризиса, точно не на пользу малому и среднему бизнесу», — говорит предприниматель.
Как это отразится на бизнесе
По словам основателя группы компаний Smart Group Санжара Максудова и Жахонгира Умарова, основателя сети кофеен B&B Coffee House, электроплиты стоят в районе $1000−2000, их потребуется несколько.
Кроме того, есть блюда, которые невозможно готовить без газа, а электросети не выдерживают нагрузки, следовательно плиты либо не нагреваются совсем, либо просто сбрасывают автоматы.
«Вырастут расходы на электричество, не всем по карману купить новое оборудование, некоторые заведения, скорее всего, прекратят существование, увеличится безработица, а следом за ней скорее всего и криминальная обстановка в стране», — говорит Жахонгир Умаров.
Как отмечает Алина Цимерман, переоснащение кухонь отразится на ценнике для конечного потребителя — электричество дороже газа, немалых денег стоит оборудование, потребуется время для переделки технической документации.
Рудомёткин также отметил, что переход на электричество очень сильно отразится на стоимости блюд на выходе, а значит ударит по карману потребителей, либо сократит в разы прибыль собственников бизнеса.
«Хочется отметить, что сегодня велись переговоры по поводу открытия совместных проектов с иностранными компаньонами, которые решили притормозить свои планы по сотрудничеству в связи с появлением таких новостей на государственном уровне — опять бизнес в нашем государстве в глазах инвесторов оказывается невыгодным», — говорит предприниматель.
Максудов подчеркнул, что общепит и так находится в плачевном состоянии после карантина — спрос упал в два раза, а расходы не сократились.
«Отключение газа больно ударит по этой отрасли, а в одном только Ташкенте в сфере общепита работают более 100 тыс. человек, на попечении которых находятся их семьи. К сожалению, большое количество людей может остаться без средств к существованию», — подытоживает предприниматель.