Как появился первый бизнес

Еще с 16 лет я поняла, что мое призвание — сфера образования. Вскоре я устроилась «подмастерьем» в один из лучших на тот момент учебных центров Ташкента. Мне удалось набраться определенного опыта и за два года я поднялась от офис-менеджера до главного менеджера.

В 2002 году я открыла свой бизнес на свои сбережения. Это был маленький учебный центр «Карьера» с большими амбициями. Заключила контракт с Министерством занятости и трудовых отношений, который позволил мне заняться обучением безработных людей Ташкента.

Бывало так, что учащиеся курсов приходили с детьми. Их нужно было занять чем-то полезным и интересным, поэтому я решила создать развивающий уголок, позже переросший в курсы для детей. У нас занимались в основном молодые мамы, поэтому я реинвестировала прибыль и открыла полноценное направление дошкольного развития и обучения детей — школу раннего развития «Карьера с колыбели».

В начале 2011 года я столкнулась с большой проблемой. Арендованное нами место принадлежало государству, и его передали другому ведомству. Пришлось срочно покинуть место более 1 тыс. квадратов, с только законченным мною ремонтом, где восемь лет работал бизнес.

Я запустила свой первый филиал, чтобы не зависеть только от одной локации. Тогда же основала еще два филиала «Карьеры» и четыре филиала «Карьеры с колыбели». Но, к сожалению, во время пандемии одну школу раннего развития мы вынуждены были закрыть.


Фото: личный архив

Как открывались и закрывались проекты

Я интуитивно чувствовала, что нужен новый проект. Когда родители приводят детей на два-три часа, у них появляется логичное желание оставлять их еще на какое-то время. Сначала мы хотели сделать небольшие комнаты для продолжительного пребывания детей, но потом решили, что нужен полноценный детский сад.

В 2014 году мы открыли Happy Time. Детей здесь обучают воспринимать и анализировать информацию, выражать свои мысли и понимать свое «Я». На тот момент у меня уже было имя на рынке образования, поэтому нашу аудиторию представляли наши же клиенты.

Сад был рассчитан на 36 мест, и в первый же день 58 человек подали заявления на зачисление — через несколько месяцев у нас появился еще один детский сад, мы смогли расширяться там же. А через год еще один филиал.

Я открывалась с нуля. Арендовала два компьютера и два стола с оплатой в конце месяца, заняла у соседей по офису стулья. По объявлению нашла помещение, которое мне согласились сдать без предоплаты, но оно находилось не в очень удобном месте. Тогда я начала понимать, насколько важна развитая инфраструктура возле офиса. У меня появилась цель переехать в более комфортное место, что мы и сделали в ближайший год после открытия.

Мы расширяем и штат. Персонал работает по 10−12 лет, основной костяк держится и развивается вместе со мной. Вначале моя команда состояла из трех педагогов, сейчас, если брать в общей сложности, в трех проектах работает около 200 человек.

На открытие детского центра понадобится минимум $10 тыс., а в детский сад инвестиции составят около $20 тыс. (если помещение арендованное). Создавать учебный центр намного выгоднее, но иметь детский сад — более стабильный бизнес, так как посещают его дети несколько лет подряд, а через учебный центр проходит поток людей.


Фото: «Карьера с колыбели»

У меня были и неуспешные проекты. Это были глянцевый журнал «Карьерист» и кадровое агентство «Карьера». В этих сферах я просто перегорела, ну и «прогорела», в отличие от образовательных проектов, где постоянно присутствует мотивация.

Кадровое агентство продержалось пять лет, у журнала было опубликовано 12 выпусков.

Мировой экономический кризис 2008 года поменял все наши планы. Было очевидно, что мы не справимся с глянцевыми изданиями, выживающими за счет рекламы, а для нового журнала это непосильная задача.

Я решила не пускать деньги на ветер и закрыла проект. Желательно видеть на шаг вперед, чтобы понимать, стоит ли тратить ресурсы на проект.

Какие каналы лучше использовать

Мы долгое время на рынке и сейчас уже не даем рекламу. Ведем соцсети («Карьера», «Карьера с колыбели», Happy Time), где иногда показываем закулисье и жизнь наших центров. В свое время бюджет маркетинга у меня был достаточно высокий, около 40%. Раньше мы рекламировали себя в таких печатных изданиях, как «Ташкентская неделя», «Тасвир», запускали ролик на кабельном телевидении, размещались на баннерах, раздавали флаеры.

Были опробованы все методы, путем проб и ошибок выбирали лучшие варианты. Мой начальный карьерный путь характеризовался недостаточностью маркетинговых знаний, только спустя несколько лет я углубилась в эту сферу и поняла значение личного бренда, и это до сих пор поддерживает меня. Мне не пришлось заниматься рекламой детского сада с момента его открытия и по сегодняшний день — рынок уже был лоялен.


Фото: личный архив

Какие тут цифры

В идеале маржа подобных учреждений составляет 10−20%. Это хорошая цифра, ведь у нас немало учебных центров и детских садов, но рынок все равно еще развивается. В европейских странах за маржинальность 3−8% предприниматели выворачиваются наизнанку, но мы говорим сейчас только о процентном соотношении, а не о сумме, которая составляет этот процент. Иметь один учебный центр можно для закрытия каких-то небольших потребностей , но это не принесет больших денег без масштабирования. Количество клиентов зависит от потенциальных мест в заведениях.

Если говорить о садах, то начальная цифра составляла 36 мест, на сегодняшний день, это 200 мест. В филиалах «Карьеры с колыбели» получают образование в среднем от 100 до 300 детей, а в учебном центре — около 150 учеников в месяц на разных курсах.

Ценовой диапазон в образовательных учреждениях широкий. Месячная оплата в детском саду может быть от 800 тыс. до 10 млн сумов, а на занятия в детских центрах уйдет от 100 тыс. до 2 млн сумов в месяц. Что касается моих учреждений, детский сад стоит 3,1 млн сумов, детский центр в среднем — 300 тыс. сумов в месяц. В учебном центре трудно назвать среднюю цену, ведь базовые компьютерные курсы невозможно сравнить с базовым курсом для бизнесменов.

Сегодня многие уже понимают, что образование нужно и в социальном плане, и, в то же время приносить прибыль. Возможно, эта сфера требует не только холодного расчета, но достаточно серьезного отношения к ней. Это тоже бизнес.


Фото: Happy Time

Для предпринимателей в сфере образования созданы хорошие условия. Есть льготы и дотации от правительства, поэтому в разы увеличивается количество детских центров, садов, и конкуренция уже сильная. Детских садов не хватает, поэтому и созданы льготы. Другое дело — как их открывать и чем оборудовать, это сказывается на популярности детского сада: в некоторых наблюдается нехватка детей, а где-то — большая очередь.

В Узбекистане много учебных центров и будет еще больше. Есть потребность, спрос рождает предложение. Люди понимают ценность времени и выбирают центры поближе к дому. Думаю, этот рынок тоже можно назвать развивающимся, у него большой потенциал. Центров детского развития не так много по сравнению с взрослыми учебными центрами, однако частные заведения конкурируют с государственными.

Частные предоставляют больше «ништяков». Например, количество детей в группе, питание, количество рабочих часов, удобное расположение. Это дает преимущество частным заведениям.

Какие тут проблемы

Все надеются услышать от меня, что девушке сложно работать в бизнесе. Но, к моему удивлению, проблемы больше возникали из-за моего возраста — приходилось искусственно создавать имидж более взрослой девушки, чтобы произвести впечатление в первые минуты общения. Когда к тебе заходит 22-летняя девушка, чтобы обсудить вопрос о госзаказе на тысячи безработных, это кажется немного странным.


Фото: Happy Time

Как сказался карантин

Мы не смогли перейти в онлайн. Многие говорят, что наш рынок не был готов к онлайн-образованию, но я считаю, что это наша команда не смогла вовремя сориентироваться в обстановке и перестроить свои позиции. Таких компаний оказалось очень много. Многие люди столкнулись с финансовыми проблемами, поэтому платить еще и за онлайн-обучение не было возможности.

К примеру, в нашем учебном центре было всего 20% желающих перейти на интернет-обучение. Детям же необходим социум — я противник детского онлайн-образования.

Возникшие у многих проблемы с арендой из-за пандемии не обошли и нас. Мы не смогли найти общий язык с несколькими арендодателями. В итоге один детский сад срочно переехал, однако мы нашли помещение в разы больше прежнего и увеличили свою территорию в два раза. Что касается учебных центров — планы на расширение отложены минимум на полгода. Сейчас начали работу все наши образовательные учреждения, но с новыми условиями.

Мы стараемся минимизировать риски заражения. На рынке детских садов и центров ситуация нелегкая — у людей еще есть страх к инфицированию, и он оправдан. Я думаю, это временные трудности. Сейчас почти весь офлайн-бизнес поставлен на паузу.

Хорошо тем, кто перешел в интернет, но отсутствие финансовой стабильности все равно дает о себе знать.

Несмотря на то, что все вернется на свои места, я хочу развивать свое дело онлайн. Плюс масштабировать бизнес в цифровом виде — я готовлю проект, который даст еще один толчок к развитию.