Диана Ахмеджанова,
доктор наук, координатор цифрового образования в МВУТ, сотрудник Центра профессионального и непрерывного обучения при МВУТ.
Карантин сильно сказался на образе жизни людей и поменял многие сферы бизнеса, и однозначно повлиял на рынок образования.
Во-первых, ускорился процесс диджитализации. Можно привести простой пример — по нашим данным, спрос на онлайн-курсы возрос на 62% по сравнению с прошлым годом.
Во-вторых, он стимулировал образовательные платформы к тому, чтобы начать разрабатывать те курсы, которые будут отвечать современным требованиям. В-третьих, помог поднять авторитет онлайн-сервисов. Так, к примеру, образовательные платформы, такие как Coursera, смогли завоевать доверие клиентов и отношение к онлайн-дипломам в корне поменялось в лучшую сторону.
«Узбекистанскому образованию придется адаптироваться к новым реалиям»
Цифровизация системы образования в развитых странах, в особенности высшего образования, происходит на протяжении последних двадцати лет с переменным успехом. Лидером в сфере являются США, где уже к осени 2018 года более трех миллионов студентов были зарегистрированы на обучение, целиком проходящим онлайн, и у дополнительных 3,5 млн студентов хотя бы один из предметов был полностью дистанционным.
Пандемия привела к беспрецедентному по своим масштабам эксперименту, когда все уровни образования по всему миру либо прекратили свою деятельность на определенный период, либо попытались обеспечить беспрерывный процесс обучения при помощи технологий.
Например, Узбекистан, наряду с некоторыми другими странами Европы и Африки, запустил дистанционные уроки для учащихся школ, которые транслировались на национальном телевидении.
Государственным и частным университетам пришлось использовать креативность, чтобы обеспечить преподавателей и учащихся системами управления обучением, такими как Moodle, eСlass, и Google Classroom и платформами конференц-связи для связи со студентами.
Есть ли будущее у онлайн-обучения. Определенно, да. Все сферы, включая систему образования, движутся в направлении цифровизации, и Узбекистану придется адаптироваться к новым реалиям.
Плюсы и минусы
Среди очевидных плюсов можно назвать гибкость и удобство — учиться и преподавать можно не покидая своего дома. К тому же, дистанционное образование значительно снижает стоимость обучения.
К примеру, обучение в магистратуре на факультете информационных технологий в традиционном формате в Технологическом университете Джорджии (США) составляет $45 тыс., в то время как идентичная программа разработанная в сотрудничестве с Udacity стоит всего $6,6 тыс.
Другим плюсом является то, что у людей наступает осознание того, что процесс обучения и развития навыков непрерывен. Соответственно, образование и саморазвитие не останавливается на получении диплома, а продолжается в зависимости от потребностей в развитии тех или иных навыков.
Но, тем не менее, не стоит забывать и о том, что это достаточно молодое направление, в результате чего нужно учитывать определенные минусы. К примеру, слишком много свободы, предоставляемой учащимся, так как материалы доступны в любое время.
Другим очевидным минусом является нехватка социализации учащихся между собой, с преподавателями и другими участниками процесса обучения. Это особенно актуально для учащихся на уровнях дошкольного, начального и среднего образования. И другой минус в контексте Узбекистана — доступ к технологиям и высокоскоростному интернету.
Проблемы отрасли
Онлайн-образование станет одним из направлений развития в Узбекистане, что отражено в стратегии развития до 2035 года. Для обеспечения успешной интеграции потребуются большие человеческие и материальные ресурсы. Эта инициатива может столкнуться с рядом проблем, такими как:
- инфраструктура;
- доступ;
- цифровая грамотность;
- нехватка специалистов.
Основная проблема — инфраструктура, которая включает в себя электричество и интернет. Так, к примеру, Международный Вестминстерский университет в Ташкенте (МВУТ) в октябре 2020 года провел опрос среди студентов и преподавателей.
Он показал, что у 70% студентов и 60% преподавателей были проблемы с интернет соединением. К тому же, у 25% опрошенных студентов и 7% преподавателей были перебои с электричеством.
Другой проблемой на пути внедрения онлайн-образования является равноправный доступ к онлайн ресурсам — около 12−15% населения в Узбекистане проживают в бедности. В результате чего, этот слой населения не имеет ресурсов для покупки компьютера и необходимых аксессуаров для посещения онлайн занятий. Следовательно, такие семьи не могут позволить оплачивать дорогой высокоскоростной интернет.
Проблема доступа так же актуальна и для учреждений высшего образования, так как нужно принимать решения по поводу программного обеспечения. Здесь возникает вопрос финансовых ресурсов — готовы ли университеты оплачивать от тысячи долларов США в год и выше за лицензированный доступ и обслуживание таких платформ как Moodle и Zoom. В свою очередь, университеты должны нанимать персонал, который сможет проводить техническое обслуживание и практическое применение таких платформ.
Факторы, описанные выше, подводят к следующей проблеме онлайн-образования — нехватке высококвалифицированных специалистов. Это ярко проявляется в том, что онлайн-обучение по-узбекски копирует лекционные занятия традиционного формата, но проводятся они в Zoom или BigBlueButton.
Синхронные встречи со студентами с использованием конференц-связи следует использовать как дополнение к асинхронному обучению, которое происходит автономно. Эти наблюдения приводят нас к следующей проблеме отрасли: цифровой грамотности.
Цифровая грамотность включает в себя знания и навыки по безопасному и эффективному использованию технологий, в этом случае, в процессе обучения. Это необходимо как для учеников, так и для их родителей.
Здесь особое внимание стоит уделять развитию навыков безопасного использования технологий среди учеников ввиду увеличения случаев преступлений в интернет пространстве, где не вся деятельность регулируется законодательством.
К тому же, развитие навыков цифровой грамотности необходимо и среди педагогического состава на всех уровнях образования. Особенно, следует уделять внимание эффективному использованию технологий в процессе обучения. Педагогическому составу следует помнить, что технологии не заменяют традиционную педагогику, а дополняют ее, давая преподавателям и ученикам новые, часто, творческие решения.
Онлайн-образованию быть! Это логическая эволюция отрасли ввиду цифровизации всех систем жизнедеятельности человека. Узбекистану, как равноправному участнику на рынке, следует пустить все силы на совершенствование этой одной из самых приоритетных задач государства.