Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) провел изучение вторичного рынка автомобилей и факторов, влияющих на формирование цены на авто.

В Узбекистане более 3 млн легковых автомобилей. На вторичном рынке в год проходит 400−500 тыс. сделок. Объем рынка в год примерно составляет $2 млрд.


Долгое время в Узбекистане цены на автомобили не зависели от года выпуска, однако в последнее время ситуация начала меняться. Сейчас в среднем износ автомобиля на один год снижает цену примерно на $600.

Однако этот метод не учитывает другие характеристики автомобиля и нелинейность взаимосвязи между ценой и годом выпуска, когда снижение цены ускоряется по мере устаревания авто. Поэтому использовали альтернативный метод, который учитывает эти недостатки (web-scraping).

Результаты

При прочих равных условиях (при сравнении авто одинаковой марки, позиции, места продажи и цвета), износ авто на один год приводит к снижению его стоимости в среднем примерно на $300−400.

При этом дистанция не оказывает значительного влияния на цену. Это может объяснятся тем, что год выпуска может уже отражать пробег или же распространенностью практики подкручивать показатель на одометре назад.

При этом, для машин одинаковой марки, позиции, года выпуска, аксессуарными принадлежностями тонирование увеличивает цену в среднем примерно на $350.

Также на цену влияют расходы на:

  • тонировку ― примерно $220;
  • кондиционер ― $170−200;
  • аудио систему — $100−120;
  • блютуз — $240;
  • линзованную оптику на автомобилях премиум класса — $420.

При этом, не выявлено существенной разницы между ценами подержанного автомобиля с наличием сигнализации и без нее. Также на цену практически не влияет наличие или отсутствие штор, противотуманных фар, ксенона, датчиков света, гидравлики руля, рейлинга.

Разница в стоимости «Каптивы» 4-ой и 1-ой позиций составляет примерно $9500, Кобальта 4-ой и 1-ой позиций — $1400, «Кобальта» евро и национального выпуска — $300, «Ласетти» 3-ей и 1-ой позиций — $700., «Ласетти» ГБО и без ГБО — $400.

Разница между «Малибу 2» и «Малибу 1» второй позиции составляет примерно $9000. Для марок «Матиз» и «Нексия 2» позиция автомобиля практически не влияет на цену, разница может достигать максимум $100−150.

Также серия «Донс» и «Сонс» для марки «Нексия 2» играет маловажную роль в ценах на данные автомобили. Для «Спарка» разница в стоимости 4-ой и 1-ой позиций на вторичном рынке составляет $1200, а евро выпуск увеличивает цену на $300.


Кроме этого, на цены автомобилей влияет и цвет. Увеличивают ее коричневый, черный, мокрый асфальт и красный цвета.

Отсутствие белого цвета среди лидеров может объяснятся тем, что белый может способствовать росту ликвидности (интенсивности купли-продажи) автомобиля, а не цены.

В исследовании ЦЭИР использовал метод веб-скрейпинг, который включает в себя веб-индексацию, сбор данных, мониторинг и сравнение цен в электронной торговле, исследования рынка, анализ продукции, сбор информации о продажах, онлайновое присутствие и отслеживание репутации, а также прослушивание в социальных сетях.

Исследование проводилось на основе данных сайтов электронной коммерции и торговые платформы Узнета. Были собраны данные примерно по 20 тыс. транспортным средствам по таким параметрам, как цена, модель, год выпуска, тип двигателя, пробег, цвет и другие. Они были очищены от противоречивых моментов, не влияя на общую структуру базы данных, после чего осталось более 10 тыс. авто.

Ранее Spot писал, что с начала запуска программы trade-in за 3,5 месяца более 400 человек обменяли старые авто на новые.