Кабинет Министров принял постановление «О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров», проект которого Spot разбирал ранее. Об этом сообщила пресс-служба Государственного налогового комитета.
Документ утверждает поэтапное внедрение системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов продукции. В частности:
- с 1 января 2021 года будут маркироваться алкогольная продукция и табачные изделия, кроме пива.
- с 1 апреля 2021 года — пивоваренная продукция.
Помимо этого, правительство определит сроки маркировки лекарств и изделий медицинского назначения, воды и прохладительных напитков, а также бытовой техники.
Зачем это нужно
Внедрение системы выгодно как государству, так и потребителям с производителями, считают в комитете.
Производители:
- получат эффективный механизм борьбы с контрафактной продукцией;
- смогут улучшить эффективность бизнес-процессов;
- смогут в режиме реального времени видеть процесс доставки продукции до конечного потребителя, а также планировать производство своей продукции исходя из ее продажи.
Потребители:
- смогут получать подробную информацию о купленном ими товаре;
- смогут удостовериться, что купленный ими товар легален, не принесёт вред здоровью.
Государство:
- сможет эффективно бороться с производством и импортом незаконной (контрабандной и контрафактной) продукции;
- получит возможность вести более эффективный учёт произведённой и импортированной продукции, знать динамику востребованности товара среди населения, спрос и предложение на товар, а значит более качественно прогнозировать его потребление;
- сможет более эффективно контролировать соответствие произведённой и импортированной продукции государственным стандартам и быть осведомленными о наличии сертификации данной продукции;
- получить возможность за счёт уменьшения теневого рынка увеличить объём поступлений налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет.
Как это будет
Постановлением предусмотрено что:
- обязательства маркировки товаров возлагается на производителей и импортёров;
- предприятия, занимающиеся торговлей товаров, подлежащих обязательной маркировке, обязаны подключиться к национальной информационной системе мониторинга маркировки и отслеживания продукции;
- с 1 марта 2021 года в Узбекистан запрещён ввоз немаркированной алкогольной продукции;
- по истечении 12 месяцев с введения даты начала маркировки товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, их продажа на территории Узбекистана без маркировки запрещена;
- будет установлен общественный контроль за производством и реализацией немаркированной продукции путём разработки и внедрения информационных продуктов и мобильных приложений, позволяющих в режиме реального времени уведомлять уполномоченные органы о нарушениях законодательства в сфере обязательной цифровой маркировки продукции;
- в рамках соглашения о государственно-частном партнёрстве будет запустят Национальную информационную системы Asl belgisi.
Позднее будут утверждены:
- порядок маркировки и отслеживаемости табачной и алкогольной продукции;
- положение о работе системы Asl belgisi;
- единый размер платы (тариф) за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки производителям и импортёрам продукции, подлежащей обязательной маркировке;
- и другое.
Каким был эксперимент
Как ранее писал Spot, российскую компанию «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) привлекают к внедрению маркировки товаров в Узбекистане. С ней уже заключен меморандум, а ее дочернюю компанию CRPT TURON хотят сделать оператором.
50% ЦРПТ, созданного в 2017 году, принадлежит холдингу Алишера Усманова USM Holdings, 25% — государственной корпорации «Ростех», 25% — управляющему партнеру Almaz Capital Александру Галицкому.
Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов сообщил РБК, что компания уже наработала достаточный опыт по внедрению маркировки в России (работает с 13 категориями — от лекарств до текстиля), ведет совместную работу с операторами маркировки в Казахстане и Белоруссии и «готова масштабировать проект и делиться опытом реализации в Узбекистане».