Кабинет Министров принял постановление «О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров», проект которого Spot разбирал ранее. Об этом сообщила пресс-служба Государственного налогового комитета.

Документ утверждает поэтапное внедрение системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов продукции. В частности:

  • с 1 января 2021 года будут маркироваться алкогольная продукция и табачные изделия, кроме пива.
  • с 1 апреля 2021 года — пивоваренная продукция.

Помимо этого, правительство определит сроки маркировки лекарств и изделий медицинского назначения, воды и прохладительных напитков, а также бытовой техники.

Зачем это нужно

Внедрение системы выгодно как государству, так и потребителям с производителями, считают в комитете.

Производители:

  • получат эффективный механизм борьбы с контрафактной продукцией;
  • смогут улучшить эффективность бизнес-процессов;
  • смогут в режиме реального времени видеть процесс доставки продукции до конечного потребителя, а также планировать производство своей продукции исходя из ее продажи.

Потребители:

  • смогут получать подробную информацию о купленном ими товаре;
  • смогут удостовериться, что купленный ими товар легален, не принесёт вред здоровью.

Государство:

  • сможет эффективно бороться с производством и импортом незаконной (контрабандной и контрафактной) продукции;
  • получит возможность вести более эффективный учёт произведённой и импортированной продукции, знать динамику востребованности товара среди населения, спрос и предложение на товар, а значит более качественно прогнозировать его потребление;
  • сможет более эффективно контролировать соответствие произведённой и импортированной продукции государственным стандартам и быть осведомленными о наличии сертификации данной продукции;
  • получить возможность за счёт уменьшения теневого рынка увеличить объём поступлений налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет.

Как это будет

Постановлением предусмотрено что:

  • обязательства маркировки товаров возлагается на производителей и импортёров;
  • предприятия, занимающиеся торговлей товаров, подлежащих обязательной маркировке, обязаны подключиться к национальной информационной системе мониторинга маркировки и отслеживания продукции;
  • с 1 марта 2021 года в Узбекистан запрещён ввоз немаркированной алкогольной продукции;
  • по истечении 12 месяцев с введения даты начала маркировки товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, их продажа на территории Узбекистана без маркировки запрещена;
  • будет установлен общественный контроль за производством и реализацией немаркированной продукции путём разработки и внедрения информационных продуктов и мобильных приложений, позволяющих в режиме реального времени уведомлять уполномоченные органы о нарушениях законодательства в сфере обязательной цифровой маркировки продукции;
  • в рамках соглашения о государственно-частном партнёрстве будет запустят Национальную информационную системы Asl belgisi.

Позднее будут утверждены:

  • порядок маркировки и отслеживаемости табачной и алкогольной продукции;
  • положение о работе системы Asl belgisi;
  • единый размер платы (тариф) за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки производителям и импортёрам продукции, подлежащей обязательной маркировке;
  • и другое.

Каким был эксперимент

Как ранее писал Spot, российскую компанию «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) привлекают к внедрению маркировки товаров в Узбекистане. С ней уже заключен меморандум, а ее дочернюю компанию CRPT TURON хотят сделать оператором.

50% ЦРПТ, созданного в 2017 году, принадлежит холдингу Алишера Усманова USM Holdings, 25% — государственной корпорации «Ростех», 25% — управляющему партнеру Almaz Capital Александру Галицкому.

Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов сообщил РБК, что компания уже наработала достаточный опыт по внедрению маркировки в России (работает с 13 категориями — от лекарств до текстиля), ведет совместную работу с операторами маркировки в Казахстане и Белоруссии и «готова масштабировать проект и делиться опытом реализации в Узбекистане».