Наталья Лим,
партнер PricewaterhouseCoopers Tax & Advisory LLP.
Узбекистан — страна, сформированная после распада СССР, некоторое время назад была относительно закрыта для остального мира. С приходом нового президента республика изменила свой вектор развития и объявила о масштабных реформах, направленных на рост экономики и привлечение иностранных инвестиций.
14 февраля 2019 года Министерство финансов выпускает свои первые суверенные еврооблигации на общую сумму $1 млрд траншами сроком на 5 и 10 лет. Переподписка на суверенные облигации была в 4 раза выше заявленной суммы. IPT (Initial Price Thoughts) по доходности был около 5,6% на 5-летние и 6% годовых на 10-летние на дебютный выпуск. Однако фактическое размещение произошло по 4,75% и 5,375% годовых соответственно.
20 ноября 2020 года Минфин делает свой второй выпуск еврооблигаций. И тут стоит отметить, что это были не только еврооблигации в твердой валюте (10-летние евробонды на $555 млн по 3,7% годовых), но и размещение евробондов в узбекских сумах (3-летние евробонды на 2 трлн сумов под 14,5% годовых).
Согласно информации Bloomberg, спрос на эти бумаги превысил 4,5 трлн сумов, и основными инвесторами выступили западные покупатели (90% выпуска евробондов в сумах ушло инвесторам из Европы, Британии и США. 91% 10-летних еврооблигаций в долларах приобрели инвесторы из тех же регионов).
Проанализировав данную ситуацию, можно сделать следующие ключевые выводы по стратегии Минфина:
1) Регулярное присутствие на международном долговом рынке капитала. Второй выпуск 10-летних евробондов обходится Узбекистану на 1,675% ниже. Всего через полтора года. Данная стратегия позволяет постоянно поддерживать контакт с инвесторами и актуализировать кривую доходности.
2) Выстраивание кривой. Минфин как суверен выпускает бонды на 5, 10 лет тремя траншами в твердой валюте, что на сегодняшний день позволяет выстроить кривую на 3,5, 8,5, 10 лет соответственно. Это дает возможность иностранным инвесторам иметь хорошее представление по ориентирам безрисковой доходности на различных сроках.
3) Снижение валютных рисков. И самое примечательное — Минфин Узбекистана делает то, что ни сделало ни одно министерство финансов в Центральной Азии — выпускает евробонды в местной валюте. Что это дает?
Следующим шагом квазисуверены и частные корпорации Узбекистана могут последовать примеру минфина и выпустить свои еврооблигации в сумах, при этом у них не будет валютных рисков. Иностранным инвесторам будет гораздо проще определять доходность таких евробондов за счет наличия суверенного ориентира в локальной валюте.