основательница мебельной компании и руководительница кафе паназиатской кухни Kimchi Plate.
В реестре онлайн-ККМ, внесенных в государственный реестр Государственного налогового комитета, указано всего 10 аппаратов, разрешенных к эксплуатации в Узбекистане.
Вроде как не монополия, но есть «фишка» — фискальный модуль, который выдает ГУП «
Его устанавливает сам производитель кассового аппарата, но ГУП не отгружает эти модули недорогим моделям стоимостью от 1,5 до 1,8 млн сумов, тогда как у дорогих моделей, которые стоят от 2,9 до 3,6 млн сумов, с этим проблем нет.
Что не так с Uzcard. В дорогих моделях онлайн-ККМ платежная система интегрирована, а на недорогие интеграцию не даёт. Получить терминал Uzcard сейчас практически невозможно — их нет в наличии.
Теперь про виртуальную кассу. Сейчас при оплате пластиковой картой кассир должен сначала пробить сумму в терминале, а потом эту же сумму пробить ещё и в онлайн-ККМ с указанием вида платежа. Если сумма, к примеру, 1769234,26 сумов, то представьте, сколько ошибок возникает даже на этом этапе? Все потому, что у нас никто никому не даёт нормальной интеграции с платежными системами.
В Узбекистане нет соответствующего софта, который позволяет выбить чек с терминала и провести операцию в онлайн-кассе одним нажатием.
Теперь рассмотрим расходы предпринимателя, который обязан перейти на онлайн-ККМ:
- за обслуживание в течение одного года на фискальном модуле — 223 000 сумов;
- стоимость онлайн-ККМ — 3 000 000 сумов;
- абонентская плата ежемесячно — 100 000 сумов.
В первый год расходы составляют 4,4 млн сумов, а в последующие 1,4 млн сумов. К тому же, платежная система или банк взимает еще 0,2% с каждой транзакции, с каждой суммы, поступившей через пластиковую карту. Вот если бы я осталась на своем старом кассовом аппарате, который можно модернизировать за 250 тыс. сумов, то мои затраты составили бы в первый год 730 тыс. сумов, а в последующие 480 тыс.
Что же нужно сделать
- расширить список контрольно-кассовых аппаратов, разрешенных к эксплуатации в Узбекистане, как минимум до 50%;
- разрешить использование старых кассовых аппаратов с возможной модернизацией;
- отменить требование по дисплею в ККМ, как ненужное и затратное для предпринимателей;
- обязать Uzсard дать интеграцию со всеми ККМ, которые будут допущены в реестр;
- принудить разработчиков виртуальных касс и все платежные системы создать единое приложение, в котором не нужно дублировать операции при оплате;
- разобраться, что такое абонентская плата 100 тыс. сумов, взимаемая производителем или поставщиком ККМ с предпринимателей на ежемесячной основе.