Министр энергетики Алишер Султанов в интервью проекту Кирилла Альтмана Alter Ego рассказал о строительства атомной электростанции (АЭС) в Узбекистане.
Он обратил внимание на то, что атомная энергия является чистой — не засоряется атмосфера, нет выбросов. Помимо этого, Узбекистан обладает большими ресурсами в области ядерного топлива и богатой историей в области ядерной науки (более 50 лет).
«Грех не воспользоваться», — отметил министр.
Алишер Султанов также подчеркнул, что выбранный для страны реактор (ВВЭР-1200) является самым безопасным в мире — он разработан не только с учетом постчернобольских, но и постфукусимских событий, так как это единственный на сегодняшний день реактор, который обладает уловителем распала (устройство, которое позволяет предотвратить то, что произошло в Чернобыле).
«Там настолько разработаны системы безопасности в несколько уровней, что реактор рассчитан на прямое попадание Boeing», — отметил министр.
Он также подчеркнул, что сейчас ведется большая разъяснительная работа, потому что общественное мнение является одним из основных требований МАГАТЭ.
Министр обратил внимание на то, что АЭС это не только энергия — это «большая стройка», когда создается огромное количество новых рабочих мест, а также развитие многих отраслей не только науки, но и народного хозяйства.
«Почему мы должны стоять где-то там, сзади?», — задался вопросом министр.
Что касается кредита, который Узбекистан хочет взять на строительство АЭС, то история с внешними долгами страны раздута, считает Алишер Султанов:
«Весь мир так живет, везде существует принцип „чужие деньги“, возьмите США, чей государственный долг исчисляется триллионами долларов. Перед любым крупным проектом проводятся расчеты. Каждый раз, когда мы берем кредит, мы четко понимаем, кому и как мы будем его возвращать. Причем тут разговоры о зависимости от кого-то? Объект не строится ради объекта, мы не строим АЭС просто потому, что нам захотелось. Она будет приносить прибыль. Это все есть в расчетах. Никто не даст вам кредит, если не будет уверен, что вы сможете вернуть эти деньги из этого проекта», — сказал министр.
В 2019 году глава «Росатома» рассказывал об экономической выгоде АЭС в Узбекистане. Так, один доллар, инвестированный в АЭС, может принести $1,9 местным поставщикам, $4,3 доллара в ВВП страны и $1,4 в бюджет.