Как ремесло отца переросло в семейное производство

Это у нас потомственное. Долгие годы мой отец микробиолог Махмуджон Бекмухамедов занимался лекарственными растениями. Я помогала ему, но образование получила совсем в другой сфере и несколько лет работала в компании, занимающийся декларированием экспорта хлопко-волокна, пока отец не предложил воплотить его рецепты в производстве. Я подумала, что это отличная идея — так в 2017 году появилось ООО Paradise Flora.

Была проблема с топинамбуром, но мы ее решили. Выбрали рецепты, подходящие для экспорта, нашли партнеров в Европе и запланировали отправить им партию товара. Решили закупить топинамбур, так как он содержит много инулина, который незаменим при сахарном диабете, но внезапно столкнулись с проблемой — топинамбур больше не культивировался. По совету отца я нашла контакты ученых, которые более 15 лет занимались топинамбуром, среди них была профессор кафедры овощеводства, картофелеводства Ташкентского аграрного университета Махфурат Аманова, которая согласилась с нами сотрудничать.

Первое время было трудно — объездили практически все лесные и фермерские хозяйства по республике, чтобы выяснить, где растет топинамбур и в каком он состоянии. В 2018 году засеяли маленькую территорию и стали изучать развитие плодов.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Выручил грант. Когда пришла пора высаживать топинамбур на большей территории, мы узнали о конкурсе стартапов от Министерства инновационного развития и решили подать заявку. Так в 2019 году выиграли грант в 680 млн сумов. Благодаря этому мы засеяли 8 гектаров топинамбура в лесхозе Куйичирчикского района Ташкентской области. Кстати, в акселераторе я многое узнала, и первое, чему нас научили — определять, чем может быть полезен наш продукт, и нужен ли он вообще. Мне стало ясно, что для создания лояльной клиентской базы нужно немало времени.

Сегодня мы выпускаем 14 видов БАДов. Среди них четыре продукта с топинамбуром, четыре крема и шесть травяных сборов. На запуск производства ушло около 1,3 млрд сумов, включая грантовые средства, остальное мы вложили сами. За эти два года у нас повысилась урожайность, а при правильной агротехнике можно получить урожай до 100 тонн с гектара.

Если мы добьемся наших целей в плане составных показателей и урожайности, то самые лучшие сорта будем отправлять на производство, другую часть — в качестве кормовых культур.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как дела с прибылью

Пока не вышли в прибыль. У нас более сотни клиентов, мы сотрудничаем не только с Ташкентом, но и с несколькими областями. Но, несмотря на это, мы еще не вышли на самоокупаемость — с начала года передали на реализацию продукцию только на 100 млн сумов.

Сократили штат на 50%. До карантина у нас было 20 основных работников, из них 10 — научные сотрудники. Сейчас в нашей команде 10 человек. Все, кто работает на производстве, обучаются у нас. С сотрудниками иногда возникают сложности — они часто все делают по-своему.

Бывало так, что мы каждый день сталкивались с какими-то заморочками: то перебои с электричеством, то не можем собрать плоды вовремя из-за непогоды или застреваем на полях в ливень.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Ждем отмены карантина. Мы изначально планировали работать только на экспорт и выступать в качестве сырьевой базы. В 2018 году нам удалось отправить в Европу всего четыре тонны сырья, однако в 2019 году мы уже заключили контракт на три года. Все лабораторные показатели товара были отличными, и мы зарегистрировали 14 видов продукции. В этом году мы планировали начать экспорт, но помешала пандемия. Сейчас мы разрабатываем свой бизнес только на территории Узбекистана, но с отменой карантина будем экспортировать.

Кроме того, мы сотрудничаем с клиниками и больницами Узбекистана, где можно продавать БАДы в фитобарах, а также с промышленными предприятиями. В рекламу начали вкладываться только в августе этого года.

Нашли партнеров через программы. В этом году мы стали одной из 25 компаний из Узбекистана, которые отправились в «Сколково» для участия в программе «Софтлендинг». Заодно нам посчастливилось попасть на программу TechWomen, где познакомились с потенциальными партнерами. Так нам удалось получить несколько предложений о сотрудничестве, но карантин стал причиной прекращения связей.

Что происходит на рынке БАДов в Узбекистане

Людей, употребляющих БАДы, очень мало. Основная наша целевая аудитория — больные сахарным диабетом. Также наш контингент те, кто работает на промышленных предприятиях. В основном, БАДами увлекаются только люди в возрасте. Я не встречала молодежь, которая покупает такие добавки, кроме спортсменов.

Рынок плотный. В Узбекистане сегодня около 100 предприятий, которые производят свыше 70 видов лекарственных средств и БАДов. Из них 20 узбекских фармацевтических предприятий экспортируют продукцию в более 30 стран. Лучшими БАДами считаются американские — сегодня США производят около 35% всего мирового объема добавок при ежегодном росте рынка на 10−14%. Международные компании покорили рынок, у них очень сильный маркетинг — упаковка, дизайн, удобство. В этом плане узбекистанские компании не в состоянии конкурировать с ними несмотря на то, что страна отличается хорошим климатом.

Но это временно — наш рынок все равно растет, и компании постепенно прогрессируют в том числе и в плане маркетинга.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

В планах — расширение. У нас много научно обоснованных рецептур, мы будем их постепенно внедрять и популяризировать эко-продукты. Еще мы будем расширять разновидности одного товара — упаковки, виды употребления и так далее. Планируем выпускать другие рецепты, потому что они требуют больших затрат. И конечно, мы хотим попробовать разводить растения из других стран, ведь у нас хорошая экология и климат. Также в этом году я поступила на факультет по выращиванию и переработки лекарственных растений в Аграрном университете.

Запускаем новый проект. В феврале этого года мы подали заявку с проектом «Производство биопрепаратов для борьбы с вредителями и болезнями растений» на участие в акселераторе C.A.T. Science Accelerator 2.0., и по итогам заняли второе место. Мы намерены продолжить проект, потому что сейчас вопросы экосистемы и потребность в органической продукции очень актуальны, и мы сами нуждаемся в таком средстве и надеемся в будущем наладить его качественное и стабильное производство.