Шахзода Пулатова,
управляющий партнер юридической фирмы Merritz в Узбекистане, медиатор.
Сделать Узбекистан привлекательным для иностранных инвестиций — один из приоритетов экономического развития и руководство республики не раз об этом заявляли за последние четыре года.
В конце 2019 года президент Шавкат Мирзиёев подписал закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности». Несмотря на это иностранные инвесторы сталкиваются с рядом препятствий, реализуя свои бизнес проекты.
Всё это влияет на инвестиционный климат и репутацию страны на мировой арене: чем выше шансы для иностранного инвестора построить успешный бизнес в Узбекистане, тем выше позиции в международных рейтингах и мировой бизнес среде.
На что должны обращать внимание инвесторы
Инвестиционные споры между государствами и иностранными лицами могут разрешаться в соответствии с условиями межправительственных соглашений. Если правила международных договоров Узбекистана расходятся с национальным законодательством, применяются первые.
За последние годы страна заключила межправительственные соглашения со многими странами, направленные на взаимное сотрудничество и защиту инвестиций. Однако, в некоторых из них встречаются неточности в терминах, некорректные формулировки и даже возможности двойного толкования.
Кроме того, несмотря на детально прописанный механизм, иногда происходят недоразумения, возникают затруднения и споры по исполнению этих соглашений.
Во всех странах мира, в том числе и в Узбекистане, зарубежные инвесторы могут сталкиваться с некоторыми препонами, связанными, прежде всего, с характером правовой системы и правоприменительной практикой.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, иностранным инвесторам необходимо учитывать ряд факторов:
- обращать внимание на вносимые изменения в нормативно — правовые акты и правовые нормы с обратной силой;
- иногда в инвестиционном договоре или соглашении могут быть расхождения, необходимо учитывать это в тексте соглашения (указывать кто будет нести ответственность за расхождение, каковы санкции в случае неисполнения, и какой документ будет иметь превалирующую силу), в особенности это касается инвестиционных льгот;
- отсутствие единого контролирующего органа или комитета, который бы мог заведомо подавать сигнал о возможном инвестиционном споре, сформировывать единую позицию/ответную реакцию на конфликтную ситуацию от имени правительства.
В договоре между партнерами также обязательно следует уделять особое внимание механизму разрешения споров и форму (наименованию суда/арбитражного института). Еще большое значение имеет понятийный аппарат договора — иногда некорректно обозначенный термин может привести к спорным ситуациям.
Как избежать арбитражного разбирательства
Когда переговоры бессильны, спор может быть рассмотрен в суде, выбранном сторонами, или посредством арбитража. Инвестиционный спор, не урегулированный мирно, обычно направляется на разрешение путем арбитражного разбирательства.
Однако, практика показывает, такие разбирательства не только влияет на международные рейтинги и имидж государства в мировом сообществе, но и приводят к значительным расходам госбюджета. К примеру, недавно Международный арбитражный трибунал обязал правительство Узбекистана выплатить турецким инвесторам компенсацию в размере $40 млн — сейчас государство оспаривает решение, временно приостановив его исполнение.
Но все же есть примеры разрешения подобных споров на местном уровне. Так, в сентябре Ташкентский городской экономический суд вынес решение в пользу инвестора, избежав (пока) тем самым арбитражных разбирательств и их последствий. Организация, назовем ее компания «А», работает в Узбекистане с 2016 года в качестве подрядчика по проекту реконструкции автомобильной дороги, финансируемого международным финансовым институтом.
В рамках проекта Узбекистан обязался предоставить налоговые и таможенные льготы. В соглашении между компанией и уполномоченным госорганом указано, что «оборудование подрядчика, импортируемое исключительно в целях выполнения обязательств по контракту, должно быть освобождено от импортных пошлин и налогов». Несмотря на это, во время таможенного оформления возникли трудности в применении льгот.
В результате компании «А» было выставлено исковое требование по уплате таможенных платежей на крупную сумму. Тем не менее, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что оборудование освобождено от уплаты таможенных пошлин, поскольку сумма является вкладом Узбекистана в проект. К тому же льготы применялись ранее, и срок их применения продлен до конца года.
Это довольно показательно (хотя и оспаривается сейчас в кассационной инстанции истцом, который подал в суд на компанию «А») — благодаря таким решениям, можно с уверенностью говорить о защите инвестиций и последовательной политике в отношении иностранных инвесторов, которая проецируется мировому сообществу.
Как улучшить правовую среду
При возникновении претензий со стороны иностранных инвесторов может возникать ситуация, когда разные министерства реагируют по-разному. Чтобы избежать такой ситуации в Узбекистане, есть смысл принять ряд мер для предупреждения инвестиционных споров.
По словам Дианы Байзаковой, директора Ташкентского международного арбитражного центра (TIAC), такие меры должны повысить информированность на национальном уровне и прежде всего среди министерств и ведомств о необходимости предупреждения инвестиционных споров, создание политического курса.
По ее мнению, следующие шаги помогут правительству сфокусироваться на кооперации и содействии в инвестиционной деятельности, а не на защите прав инвесторов:
1. Одной из главных фундаментальных мер является — создание центральной межведомственной комиссии, которая будет отвечать за создание единого канала для коммуникации между инвестором и государством, формирование единой и последовательной позиции, а также за ответную реакцию на потенциальные инвестиционные споры, координацию ведомств и сбор информации.
Аспекты, на которые нужно обратить внимание в контексте этой меры, включают в себя доступ к финансовым ресурсам для выполнения тех или иных мер, а также ее политические и юридические полномочия.
2. Инвестиционные споры обычно возникают в контексте определенных секторов экономики, зачастую это связано с крупными проектами в нефтегазовой сфере или секторе добычи природных ресурсов, в контексте программ приватизации. Дальнейший шаг — идентифицирование таких секторов экономики или инвестиционных соглашений для усиления предупреждающих мер в этих сферах.
3. Создать централизованную платформу, на которой будет собрана информация об инвестиционных соглашениях, мерах по исполнению политики в отношении инвестиций и уже имеющихся споров. Запустить программы повышения квалификации госслужащих по вопросам заключения инвестиционных соглашений и предарбитражных / предсудебных переговоров, а также создание соответствующих протоколов, регламентирующих такие вопросы.
К примеру, зарубежный опыт показывает, что так называемый «период охлаждения» (cooling off period) в договорном положении о разрешении споров должен составлять не менее 6 месяцев.
Также в инвестиционном соглашении нужно указывать:
- обязательство по уведомлению ответственного ведомства и предоставлении деталей спора;
- ответственность по арбитражным/судебным расходам и расходам по найму адвокатов в случае участия в арбитражном или судебном разбирательстве.
Ранее Николас Гилани, бывший генеральный директор Ajlan & Bros Uzbekistan, рассказал Spot о том, с какими вызовами сталкиваются иностранные инвесторы при ведении бизнеса в Узбекистане.