В пресс-службе Министерства энергетики объяснили, почему на разных автозаправочных станциях (АЗС) бензин продается по разным ценам, а импортный может быть дешевле, чем отечественный (с начала декабря цены на импортный бензин АИ-92 на отдельных автозаправках сравнялись с отечественным АИ-80 — и тот, и другой стоит 5000 сумов).
Из сообщения министерства следует, что это яркий пример либерализации рынка, о которой Spot писал еще весной 2020 года. Тогда государство перестало регулировать цены на бензин АИ-80. Еще раньше то же самое сделали с бензином АИ-91. Благодаря этому бензин подешевел сразу после того, как перешел на рыночные рельсы.
С 1 мая каждая АЗС покупает бензин через биржевые торги по разным ценам — ни министерство, ни какой-либо другой государственный орган в этот процесс не вмешиваются. Цены определяет рынок на основе спроса и предложения, а не государство, как это было раньше.
В министерстве пояснили, что на бирже продается не только местный, но и импортный бензин — поставщик может выставить его по цене, которую он считает нужной, и она действительно может быть ниже цен на отечественный бензин.
Читайте по теме: Импорт бензина за год вырос в 30 раз. С начала года Узбекистан импортировал более 90 млн литров бензина.
Таким образом, рыночный механизм продажи бензина и дизтоплива позволяет и нефтеперерабатывающим заводам, и АЗС работать в условиях здоровой конкуренции. Как уже было отмечено, сейчас повышение или понижение цен на бензин зависят от конкретного спроса и предложения.
В биржевых торгах принимают участие нефтебазы АО «Узбекнефтегаз», автозаправочные станции и другие юридические лица, покупающие бензин для собственных нужд. Торги проводятся свободно, прозрачно и с обеспечением равного доступа для всех категорий покупателей.
Ранее Spot писал, что на бирже впервые появился туркменский бензин ECO-93.