Как пандемия заставила оптимизировать бизнес
Хикмат Абдурахманов,
сооснователь группы компаний HM Partners.
Плюсы трудностей. Пандемия помогла мне как управленцу оптимизировать штат и ускорила многие решения. Мы закрыли убыточные коворкинги Ground Zero в Самарканде, в Алмазарском и Чиланзарском районах города Ташкента.
Если в прошлом году в шести филиалах Ground Zero было занято 20 человек, то сейчас у нас осталось два филиала (Ground Zero Sergeli и Kitob Olami) и четыре сотрудника. Однако скоро мы откроем самый большой коворкинг среди всех наших предыдущих — Ground Zero Minor.
Похожая ситуация сложилась с Узбекско-Китайским торговым домом, состоявшего из трех отделов с огромным штатом, которому мы передали право принимать многие решения. Пандемия показала, что представители малого и среднего бизнеса не имеют права сильно делегировать, поэтому мы объединили все подразделения. Коллектив из 25 человек сократился вдвое, этим бизнесом сегодня мы занимаемся лично сами.
Для себя я сделал немаловажный вывод, что в период больших перемен не надо стесняться брать управление в свои руки.
Некоторые проекты пришлось свернуть. К сожалению, из-за карантина пришлось временно прикрыть направление бизнес-туризма, коснулось это и успешно существовавших общественных проектов. Стало очевидным, что сейчас нет потребности в нашей Ассоциации международного бизнеса и технологий, в чем мы не постеснялись признаться.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Университет открыли в пандемию. В моей жизни создание университета — самый ответственный проект, открытие которого произошло именно в пандемию. Думаю, что правительство принимает более смелые решения и понимает, что из кризиса проще выходить вместе с бизнесом. В TEAM University сейчас работает 70 человек. Рынок образования открывается для частного сектора, и мы создаем в нем стандарты ведения бизнеса.
Весь драйв вокруг вузов. В этом году мы провели неделю предпринимательства GEW 2020 на базе TEAM University, ее поддержали и другие университеты. В мероприятии приняли участие ректоры Вебстерского университета, Инха, Amity и многие другие — нас всех объединяет цель, сделать среду высшего образования конкурентоспособной, что в свою очередь поможет в развитии деловой среды, как в своё время Кремниевая долина стала успешной благодаря Стэнфордскому и другим университетам Калифорнии.
Как год повлиял на рынок и людей
Привычки поменялись. Люди научились решать проблемы онлайн и думать о ближайшем будущем. Если раньше они считали, что им необходимо лично встретиться с партнерами, то сейчас из-за карантинных ограничений стало проще решать вопросы удаленно.
Неудивительно, что независимо от возраста и портрета потребителя, все стали пользоваться технологиями, на первое место выдвигаются не долгосрочные перспективы, а желание успешно завершить год, наметить планы на ближайший месяц, неделю, решить более срочные вопросы.
Пандемия нас активизировала. Если говорить о сфере поставок и финансирования оборудования и техники, здесь больших изменений не произошло. Да, карантин подрезал аппетиты всех, но с другой стороны активизировал нас — количество людей у нас сократилось, но активность в бизнесе увеличилась. Надеюсь, что благодаря этой активности, наша клиентская база вырастет.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Многие студенты не смогли уехать. Вероятно, количество студентов в университете увеличилось ввиду того, что у многих не было возможности уехать за рубеж. Во время общения на бизнес-завтраке со студентами TEAM University мне удалось выяснить, что изначально многие из них планировали учиться в другой стране.
Узбекистан в некоторых вопросах развивается вопреки. У нас был отложенный спрос и темпы развития, и, возможности, нереализованные в течение многих лет, сейчас идут в компенсацию. Даже пандемия не остановила динамику роста некоторых сфер, например, строительную индустрию. Некоторые стройки были временно заморожены, но подавляющее большинство все еще развивается, а это — спрос на наше оборудование.
В целом в Узбекистане ситуация обстоит не так уж и плохо, сейчас мы по сути догоняем мир.
Рынок лизинга растет. Сфера поставок оборудования и строительной техники продолжает работать. Единственное, что в сфере строительной техники коллеги из Китая оказались в локдауне, и кто-то из них временно выехал. Сейчас у населения наблюдается постоянный дефицит денег, поэтому лизинг развивается с прибавлением в 20−30% годовых.
В плане коворкингов рынок особо не сложился. Из конкурентов у нас есть C-Space. Были и государственные коворкинги, но я про них особо ничего не слышал — их фактически открывали без экспертизы экосистемы, бизнес-сообщества. Есть интересный игрок IT-Park, развивающийся при господдержке. Я бы не назвал его конкурентом, но отчасти он выполняет функцию коворкинга.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Чем помогло государство
Отсрочки по платежам и отмена лицензий. В карантин лизинговые компании получили отсрочки по платежам от Центрального банка, а Минюст упростил процессы лицензирования. Нам давали стикеры, чтобы мы могли перемещаться по городу, кроме того, Министерство юстиции отменило много лицензий и сделало их уведомительного характера. В период пандемии очень важно делать бизнес простым — лицензирование и сертификация сдерживают бизнес, особенно в регионах, поэтому лучше на корню упразднить ненужные процессы.
Поддержка спроса — по сути и есть поддержка бизнеса. Если бы государство оказывало больше помощи населению, это автоматом отразилось бы на бизнесе. Когда государство избирательно оказывается на стороне каких-то госкомпаний, это вызывает недопонимание — в итоге деньги не доходят до населения и бизнеса.
В этом плане поддержкой будет обеспечение прозрачности расходов и, конечно, проведение приватизации. Было бы совсем нежелательным из-за пандемии оказаться в конкурентах у самого государства.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
На что обратить внимание в будущем году
Нужно научиться жить с пандемией. Соответственно, нужно лучше понимать своего клиента, больше внимания уделять ему. Еще стоит фокусироваться на своем бизнесе и его управлении — не надо надеяться только на наемных сотрудников. Кроме того, необходимо всерьез задуматься о кадровой политике и в команде оставить только верных соратников — в 2021 году мы должны быть максимально эффективными.
Как университеты поменяют страну. Частные университеты с международным партнерством должны ускорить развитие всей республики. Вообще университет — то, что остается как наследие, этот бизнес принадлежит обществу. Я понимаю, что будущие вузы в Узбекистане поменяют эту страну к лучшему — в регионах есть огромный потенциал, а увеличивая количество университетов, мы создаем огромные возможности для областей.
Мы получим конкурентоспособную молодежь, которая не станет трудовыми мигрантами без образования, а будет самостоятельно принимать важные решения.
Чем обернулось онлайн-обучение в карантин
Алишер Хасанов,
ректор TEAM University.
Онлайн-обучение как вызов для университетов. Страны не были готовы к пандемии, все активно учились на своих и чужих ошибках. Узбекистан, как и все, сначала перешел на онлайн-образование, сейчас возвращается в офлайн и пока остается в нем.
Многие европейские страны так и продолжают учебу онлайн, потому что в этом регионе волны пандемии наблюдаются достаточно интенсивно. Дистанционное обучение с одной стороны стало проблемой для университетов, с другой — интересная почва для исследования поведения студентов в виртуальной образовательной среде.
Трудности онлайн-педагогики. Учебный год в TEAM University стартовал 12 октября, но начать подготовку к онлайн-обучению пришлось еще летом. Дистанционное преподавание требует особой педагогики — молодежь не может долгое время слушать монотонные лекции, поэтому онлайн-занятия разделены на секции: короткое видео, задачи, вопросы-ответы, групповая работа.
Онлайн или офлайн? Большинство студентов предпочитают учиться в офлайн режиме. У студентов TEAM University такая возможность появилась на третьей неделе учебы, и это, в свою очередь, потребовало вновь разрабатывать учебные материалы, поскольку методология офлайн-обучения другая. Прежде, чем начать учебу офлайн, университеты провели опросы и выявили общее мнение студентов.
Среди всех университетов в Узбекистане самый маленький процент желающих перейти в офлайн достигал до 66%, а в некоторых вузах эта цифра доходила до 98%. Что касается онлайн-образования, примерно 20% учащихся оно очень понравилось, 20% недовольных, остальные 60% отнеслись нейтрально.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Есть проблемы с инфраструктурой. После нового года прогнозируют новое ужесточение карантинных мер, но мы уже подготовлены. Сейчас мы достаточно быстро можем переключаться между онлайн и офлайн форматами. В этой ситуации основная проблема — слабая инфраструктура: нестабильный интернет и электроснабжение, особенно в регионах.
Недавно на конференции ректор одного французского вуза рассказала, как студентам из регионов выдали сим-карты с высокоскоростным интернетом. У нас IT-Park открыл цифровые центры со стабильным интернетом, куда студентам можно приходить на время уроков. Государство должно обеспечить всем равный доступ к образованию, чтобы никто не был ущемлен.
Какие перемены ждали рынок образования в 2020 году
Студенты могут выбирать. В этом году у студентов появилась возможность подавать документы сразу в пять вузов, и на образовательном рынке возросла конкуренция. Мы увидели, что студенты хотят получить образование, как и в государственных, так и в международных учебных заведениях. Наличие большего количества вузов в Ташкенте уменьшает конкурс поступления среди абитуриентов — около 5−6 человек на место, хотя в регионах конкуренция была выше, но приятным фактором для поступающих была возможность выбора.
Студенты в карантин хотели вернуться. Для многих поступивших в зарубежные университеты карантин стал неприятным сюрпризом — они не смогли уехать за границу, либо их не устроило дистанционное обучение. В итоге многие учащиеся за рубежом либо взяли академический отпуск, либо попытались перевестись обратно в Узбекистан.
Суперконтракт стал популярным. В этом учебном году госвузы набрали много студентов на суперконтракт, и это отчасти решает проблему с финансированием госвузов. Многие из них сильно зависят от госбюджета, а в пандемию бюджетные расходы были сконцентрированы на здравоохранении. Университеты получили дополнительный приток ресурсов за счет суперконтрактов, а государство сейчас дает вузам больше свободы распоряжаться своими средствами.
В 2019 году десять высших учебных заведений Узбекистана были пилотно переведены на самофинансирование, и это фактически положило начало стадии трансформации государственных вузов в самоуправляемые.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Высокий спрос на новые формы образования. На рынке существует большой спрос на заочное и вечернее образование, особенно среди людей старше 25 лет. Вузы Узбекистана в этом году приняли документы от 1,5 млн абитуриентов, из которых только 800 тысяч человек планировали учиться очно на бакалаврских программах. Остальные 700 тыс. подали документы на другие формы обучения, поэтому университеты должны расширять заочное, дистанционное и вечернее обучение.
Если студент параллельно зарабатывает, он частично или полностью покрывает свое обучение. Кроме того, эти методы помогут решить проблему с охватом и доступностью высшего образования.
Конкуренция и сотрудничество. Среди университетов есть здоровая конкуренция за студентов, но с другой стороны, мы развиваем сотрудничество. У нас есть коллаборации по исследованиям, объединенные мероприятия, зимние школы, совместные написания кейсов. Мы видим своей задачей использовать международный опыт, чтобы разрабатывать кейсы местных компаний и работать с индустрией.
Студенты получили поддержку. Узбекистан поддержал госвузы в пандемию: студенты получили скидку по оплате контракта, но фактически за нее заплатили все налогоплательщики страны. Здесь есть этический вопрос: тот, кто не поступил в вуз, но платит налоги, фактически финансировал обучение того, кто поступил вместо него. Решить эту дилемму можно увеличением эффективности вузов и доступной стоимостью за обучение, а для этого нужно повышать доходы населения.
Частные и международные вузы не финансируются государством, поэтому в пандемию они оказались в затруднительном материальном положении.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Как будет развиваться высшее образование в Узбекистане
Нужно больше университетов в областях. Согласно Концепции развития высшего образования до 2030 года, Узбекистан планирует охватить высшим образованием 50% населения, а для этого нужно решить ряд вопросов. Во-первых, настало время открывать университеты в регионах — в областях нет выбора специальностей, в основном предлагают медицинский и педагогический вузы.
Да, можно поехать в Ташкент, но тут другая проблема — многие девушки в регионах лишены такой возможности. Кроме того, студентам приходится снимать квартиру за свои деньги, а это дорогое удовольствие.
Большие амбиции. Необходимо налаживать международное сотрудничество, ведь у нас есть большой потенциал для экспорта образования. Амбиции системы образования Узбекистана таковы, что в течение 10−20 лет она не просто покроет потребности страны, но и сможет активно экспортировать образовательные услуги. В этом плане у нас есть большой исторический потенциал, а недавно мы начали активно обучать студентов из Туркменистана и Афганистана.
Почему образование не уйдет в онлайн. В дошкольное, школьное образование и бакалавриат будут внедряться онлайн-методики, но большая часть обучения будет все же офлайн. Исследования и мировые онлайн-университеты показывают статистику: при классическом офлайн обучении до 90% студентов успешно заканчивают учебу, а при онлайн из 100 человек до конца доходят в лучшем случае от 5% до 10% учащихся.
Очень многие бросают учебу, но в магистратуре и последующих этапах образования картина кардинально меняется. У таких студентов уже есть опыт учебы, и они лучше адаптируются к онлайн-занятиям.