Даниил Лазарев,

руководитель Zakaz.uz.

Почему Узбекистан

Zakaz — сервис, специализирующийся на доставке продуктов, впервые был запущен более 10 лет назад в Украине. Там мы доставляем продукты в пятнадцати крупнейших городах.

Масштабироваться на другие страны компания начала несколько лет назад — в 2019 году начали работать в столице Молдовы, Кишиневе, и спустя год успешной работы было решено, что пора попробовать наши силы и в других странах. Долго присматривались к странам СНГ и остановили свой выбор на Узбекистане.

Аналитики компании отметили динамично развивающуюся экономику, большой потенциал e-commerce рынка и высокий спрос на предоставляемые нами услуги, ведь многие люди хотят сэкономить время и деньги, потратив их на более приятные моменты.

Сегодня примерно 90% населения Узбекистана отдает предпочтение неорганизованной розничной торговле, то есть покупает продукты на рынках и базарах. В то же время мы видим, как в стране активно развивается классический офлайн ритейл.

В Украине раньше были похожие тенденции, но даже сейчас, в 2020 году, онлайн продается менее 0,5% продуктов питания, а здесь этот показатель еще меньше. При этом сегодня западные рынки демонстрируют постоянный рост популярности онлайн-заказов продуктов — показатель продаж составляет порядка 8%.

Все это говорит о том, что в среднесрочной перспективе, через 3−5 лет, страны СНГ ожидает взрывной рост в этой сфере.

Как запускались

Первоначально запуск нашего сервиса был запланирован на апрель, но из-за форс-мажорных обстоятельств был сдвинут на ноябрь. В период жесткого локдауна рынок Узбекистана открылся нам с еще более интересной стороны — мы увидели новых игроков, активное развитие онлайн продаж и отрасли e-commerce в целом.

За это время мы успели изучить и адаптировались под локальное законодательство, подобрали ключевых сотрудников, наняли и обучили линейный персонал. Параллельно вели поиски, а затем и переговоры с финансовыми структурами для определения банка-эквайера, который бы позволял клиентам оплачивать заказ картой, сейчас находимся на финальной стадии интеграции.

Одновременно продолжаем наполнять платформу ассортиментом, занимаемся переводом сайта на государственный язык, так как изначально запустили только русскоязычную версию.

Низкая маржа

Принцип работы аналогичен сервису в других странах: есть сайт makro.zakaz.uz, а также мобильное приложение на iOS и Android, с ассортиментом товаров нашего партнера — торговой сети Makro.

После оформления заказа наш сотрудник получает список продуктов, которые ему необходимо приобрести для клиента. Работает он в специальном приложении на смартфоне, где содержится вся необходимая информация — фото товара, штрих-код, вес и так далее.

Доставка доступна в рамках двухчасовых окон в период с 10:00 до 22:00. Мы также даем возможность вносить корректировки.

Хочется отметить, что бизнес-модель компании включает в себя намного больше, чем просто сайт с продуктами в интернете. В первую очередь это многочисленные операционные процессы, среди которых создание контента для сайта, техническое обслуживание платформы, логистика, работа контакт-центра, администраторов магазинов, сборщиков, курьеров и другого линейного персонала.

Говоря о нашем бизнесе, он очень простой: ритейл — партнер сервиса платит комиссию от продаж, которые были совершены через нашу платформу. Сразу отмечу, что доставка продуктов — низкомаржинальный бизнес и на оплате за доставку мы ничего не зарабатываем, лишь покрываем расходы на логистику.

Планы

Мы запустились всего месяц назад, поэтому все наше внимание направлено на обеспечение правильной работы сервиса, чтобы все клиенты получали только лучшее и вовремя.

Безусловно, в ближайшем будущем, планируем развить географию доставки, вместе с Макро запустить новые точки сбора заказов, поэтапно развивать сервис Zakaz.uz в других городах Узбекистана.