Антимонопольный комитет проанализировал рынок импорта мандаринов чтобы выяснить, с чем связано завышение цен на них в этом сезоне.

Из чего складывается цена

На 1 декабря 2020 года в страну было завезено 23,8 тыс. тонн мандаринов на сумму $4 млн, что на 0,8 тыс. тонн меньше, чем в 2019 году. Комитет отмечает, что заметно сократилось и количество экспортеров: если в 2019 году их было 85, то в 2020 году осталось всего 58 (меньше на 31,8%).

В ведомстве отметили, что в 2020 году среди импортеров не были ни одного индивидуального предпринимателя (годом ранее их количество составляло 19 человек). Тогда они импортировали в страну 7,4 тонны мандаринов на $1,8 млн, что составило 29,9% от общего количества.

В конце декабря цены на мандарины варьировались от 14 тыс. до 55 тыс. за килограмм. В то же время, согласно данным таможенного бюллетеня, цена одной тонны импортированных мандаринов составляла $100-$120.

Поведя анализ всех затрат на ввоз мандаринов в страну, специалисты комитета выяснили, что цена за один килограмм мандаринов составляет 5487 сумов. Крупные мандарины (из Пакистана) продавались по оптовой цене в 8−9 тыс. сумов, а их розничная цена на рынке составляла уже 12−14 тыс. сумов.

Транспортные издержки на доставку этого сорта мандаринов из Пакистана через Афганистан, по словам специалистов, составляют в среднем $700 за каждые 20 тонн товара. Расход на доставку мандаринов из Китая в пандемию вырос до $25-$26 тыс., тогда как в 2019 году эти издержки составляли $4-$5 тыс.

Кроме этого, многие импортеры жаловались на трудности с таможенным оформлением как в стране, так и за рубежом, что также увеличивало расходы на транспортировку.

«Так как агентство „Узстандарт“ и услуги сертификации располагаются в Ташкенте, то для областных импортеров это создает дополнительные расходы (транспорт, хранение). Кроме того, в процессе сертификации увеличивается и время хранения, что, в свою очередь, приводит к ухудшению качества продукции», ― отметили в агентстве.

Таким образом, детально проанализировав все издержки импортеров, ведомство отметило, что не выявило случаев искусственного завышения цен на мандарины.

«Резкое увеличение цены на самый популярный сорт мандаринов „Медовка“ был вызван и ограничительными мерами, введенными в Китае в период пандемии», ― констатировали в агентстве.

Кроме того, в самом Китае цена этих мандаринов повысилась на 40% по сравнению с 2019 годом. Доставка их до таможенных пунктов занимает до двух недель, что также увеличивает транспортные расходы и ухудшает качество продукции.

«Так, например, цена за одну 18 тонную фуру мандаринов в ноябре-декабре составляла $15-$20 тыс., тогда как в 2019 эти траты были на уровне $7−8 тыс. Из-за закрытия границ Туркменистаном груз приходилось везти через Азербайджан, что также сказалось на стоимости товара», ― приводит агентство слова одного из предпринимателей.

Проанализировав все данные, агентство выяснило, что:

  • 1 кг мандаринов (Аргентина) при ввозе стоит 27,8 тыс. сумов, а розничная цена составляет уже 55 тыс. сумов.
  • 1 кг мандаринов (Турция) при ввозе стоит 12 тыс. сумов, а розничная цена составляет уже 18−26 тыс. сумов.
  • 1 кг мандаринов (Китай) при ввозе стоит 17,7 тыс. сумов, а розничная цена составляет уже 40−54 тыс. сумов.

Это означает, что 50% стоимости мандаринов приходится на дополнительные расходы внутри страны.

Как снизить расходы

Агентство для снижения розничной цены мандаринов предлагает следующее:

  • создать региональные подразделения сертифицирующих органов (можно будет сертифицировать и проверять товар в каждой области);
  • пересмотреть и уменьшить таможенные пошлины;
  • упростить процедуру транспортировки мандаринов, сделав ее максимально напрямую;
  • создать благоприятные условия для предпринимателей импортеров.

Ранее Spot писал о том, как остановка челночной торговли привела к росту цен на мандарины.