Тимур Азадов,
руководитель Avtomatlashtirilgan transport to’lov tizimi operatori (AТТO).
Необходимость перехода от наличных денег к специализированным картам в транспорте назревала давно. Впервые об автоматизированной системе оплаты проезда в общественном транспорте Ташкента было упомянуто еще в начале 2000-х годов, более 15 лет назад.
Для чего, собственно, нужна автоматизированная система оплаты проезда (АСОП)? Во-первых, она внедрялась для повышения прозрачности всех денежных поступлений, во-вторых, для ведения ежедневного мониторинга за пассажиропотоком.
Раньше цифры составлялись с огромной погрешностью и часть выручки просто не доходила до бюджета. Очень сложно было даже приблизительно рассчитать, сколько человек ежедневно пользуются тем или иным маршрутом, определить нагрузку в часы пик.
Сейчас благодаря автоматизированной системе у нас появляются реальные данные, проанализировав которые можно оптимизировать автобусные маршруты, сделать их более удобными, сократить интервал между приездом автобусов.
Но самое главное, основываясь на статистике и аналитике оператора, регулятор сможет направить субсидии, выделяемые государством на содержание и эксплуатацию общественного транспорта столицы на покупку новых комфортабельных автобусов, тем самым, улучшая условия для пассажиров. Среднемировая тенденция такова, что после внедрения автоматизированной системы и отказа от наличных денег выручка возрастает в среднем от 15 до 30%.
Создание и финансирование
Компания АТТО была создана в декабре 2019 года по инициативе Министерства транспорта Узбекистана, а одним из трех учредителей компании стало ООО «ЕОПЦ» (Uzcard). Проект мы запустили совместно с международным холдингом BPC Group на основе транспортного процессинга, работающего по технологии ABT (account based ticketing).
Сегодня в общественном транспорте Ташкента можно расплатиться помимо транспортных карт АТТО, кобейджинговыми банковскими картами Uzcard, «Мир» и Humo. В ближайшее время станут доступны для оплаты и карты China UnionPay, Mastercard и Visa.
Что касается стоимости проекта, то внедрение АСОП в масштабах всей республики обойдется в $12 млн, при этом, проект осуществляется за счет собственных средств оператора. Пока реализована только четверть запланированного инвестиционного проекта.
В течение первых четырех лет компания будет получать 3% от каждой транзакции, после этого периода ставка снижается до 0,8%. Эти условия закреплены постановлением Кабинета Министров.
Проект очень масштабный, автоматизированная система в дальнейшем должна затронуть все регионы страны, а также коммерческий транспорт, который также занимает немалую часть рынка пассажироперевозок.
Что было сделано за это время
Все автобусы обеспечены мобильными и стационарными валидаторами. Кроме того, турникеты действующих подземных и наземных станций метро имеют стационарные валидаторы и QR-считыватели для приема оплаты посредством банковских и транспортных карт, принимаются разные QR-билеты.
Совокупная сумма оплаты проезда пассажирами по средствам новой системы составила 7,3 млрд сумов, из них 63% пришлись на метро. Остальные 37% приходятся на автобусы «Тошшахартрансхизмат» (ТШТХ).
Через QR-билеты оплатили на сумму более 9,1 млрд сумов, посредством банковских карт Humo — 255,6 млн сумов. 89 надземных касс ТШТХ и 66 касс метро оснащены автоматизированными терминалами для пополнения транспортных карт.
Более чем в 2000 автоматизированных терминалах самообслуживания (платежные киоски) есть функционал пополнения транспортных карт, как за наличные, так и за безналичные денежные средства.
Повышение цен не планируется. Целью оператора является популяризация безналичной оплаты, внедрение новых удобных для населения тарифов, и как следствие — стоимость проезда в общественном транспорте станет более выгодной для пассажиров.
1 января 2021 года мы успешно справились с внедрением и реализацией льготных транспортных карт. Они отличаются друг от друга характерными цветами и привязаны к персональным данным льготника, и дают право покупки 5, 10,15, 20 или 30 дневного тарифного плана с 50% скидкой.
На конец 2020 года количество проданных карт АТТО превысило 180 тыс. Из них 142 тыс. были переданы пассажирам бесплатно, то есть за счет оператора. Это было сделано в рамках организованной акции, которая длилась почти полгода.
Сейчас из особых «фишек» нашего проекта в части цифровизации можно выделить то, что мы первыми на территории СНГ внедрили функционал оплаты услуги проезда в общественном транспорте через мобильное приложение транспортного оператора, используя протокол NFC.
Сложности внедрения
Самым сложным для нас оказалось не разработка или внедрение, а донесение сути до конечного потребителя — в частности, до пассажиров общественного транспорта. Почти год система функционирует, причем, с минимальными погрешностями, но при этом люди порой просто не хотят принимать что-то новое.
Особенно тяжело оказалось приучить к картам людей старшего поколения. В большинстве случаев они даже не хотят начинать пользоваться картами.
При ежедневном мониторинге комментариев в социальных сетях понимаем, что это не вина системы, а незнание пассажиров. Хотя мы несколько месяцев раздавали вместе с картами инструкции для пользователей, которые потом конечно находили в урнах.
Люди не читают, а потом винят систему. Думаю, это дело времени. К пластиковым картам, телефонам и интернету тоже не сразу привыкли.
Это одна беда. Другая — недобросовестные водители и кондукторы. К примеру, в автобусах иногда водители и кондукторы вводят пассажиров в заблуждение, говоря, что валидаторы не работают или оплата с карт не принимается, у них села батарейка и так далее.
В случае со стационарными валидаторами это просто технически невозможно, так как они работают при включении зажигания. Да, есть и факторы технических поломок, но они оперативно устраняются.
Планы на будущее
Во-первых, мы намерены внедрить автоматизированную систему оплаты в пригородных поездах. Сегодня совместно со специалистами Министерства транспорта прорабатываем вопрос интеграции системы АТТО с сегментом железнодорожных пассажирских перевозок.
Все перроны станций пригородных электропоездов будут оснащены турникетами с возможностью приема банковских и транспортных карт, а также QR-считывателями. Пользователи сервиса и обладатели банковских карт NFC смогут оплачивать проезд в электричках, прикладывая карту к турникетам.
В сфере авиаперевозок — все намного проще. Тут отрасль полностью автоматизирована, поэтому оператору достаточно будет осуществить интеграцию своих платежных инструментов с платформой интернет-эквайринга национальных авиаперевозчиков.
Что касается такси, тут тоже не нужно изобретать велосипед. Этот сегмент пассажироперевозок нуждается только в надежном инструменте по приему оплаты с банковских и транспортных карт. Мы со своей стороны могли бы предложить сервисам такси современные платежные терминалы, работающие на операционной системе Android. Это было бы удобно, и для водителей, и для пассажиров, в частности для туристов, пользующихся услугами такси.
Кроме этого, сегодня разрабатываются механизмы компенсации эквайринговых комиссий для прибывающих туристов. Из дополнительных возможностей, которые мы планируем внедрить в ближайшее время — микроплатежи в ритейле, развитие интернет эквайринга на базе созданной оператором платежной инфраструктуры и еще много современных решений.
Ранее Spot на карточках объяснял, как пользоваться транспортными картами, где их можно купить и многое другое.