Как ранее писал Spot, USM Telecom и «МегаФон» выходят на рынок Узбекистана. Создается новое совместное предприятие, куда правительство передаст 100% уставного капитала Ucell.
Печальный опыт российских операторов
Для крупных российских операторов узбекистанский рынок оказался проблемным.
Veon (материнская компания «ВымпелКома», оказывающего услуги под брендом «Билайн») и МТС, будучи компаниями, торгуемыми на американских биржах, стали фигурантами расследования о коррупции на телекоммуникационном рынке Узбекистана, которое проводили Министерство юстиции и Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Следствие заподозрило эти компании вместе со шведской Telia Company AB (до переименования — TeliaSonera) в коррупционных выплатах структурам, предположительно связанным с дочерью первого президента Гульнарой Каримовой.
В итоге компании заключили мировые соглашения с регулятором, по которым Veon выплатил штраф в размере $795 млн, Telia — $965 млн, а МТС — $850 млн.
Среди перечисленных компаний лишь Veon сохранил присутствие в Узбекистане. В частности, компанией Ucell, которая войдет в создаваемое структурами USM СП, ранее владела Telia. В конце 2018 года она объявила о продаже актива за $215 млн.
С «МегаФоном» все может быть иначе из-за Алишера Усманова
Аналитик «Ренессанс Капитала» Александр Венгранович предположил, что инициатива по выходу «МегаФона» на рынок Узбекистана могла идти от правительства страны.
«Они активно открываются для других государств и пытаются привлекать иностранные инвестиции, развивать телекоммуникационный рынок. Возможно, у них появилась потребность привлечь для этого российского партнера», — рассуждает он.
По мнению Венграновича, телекоммуникационный рынок Узбекистана потенциально большой и интересный для операторов, но «довольно закрытый и не особо конкурентный».
По его словам, Veon теряет доходы и долю на рынке из-за особенностей местного рынка: иностранным компаниям работать на нем трудно.
В этом смысле USM будет проще работать в Узбекистане, чем другим операторам, потому что «основной акционер больше знаком с этим рынком и его особенностями».
Старший аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов считает, что сейчас операторы заинтересованы в выходе на рынки других стран, несмотря на сложную историю работы в Узбекистане.
Он подчеркнул, что на российском рынке возможностей для традиционного органического роста у операторов почти нет, поскольку проникновение услуг связи уже очень высокое, а конкуренция — сильная.
«Операторам приходится инвестировать в новые технологии, в удовлетворение растущего спроса на передачу данных и в выполнение новых регуляторных требований, при этом потребители платить больше не готовы. В ситуации, когда выручка стагнирует, а расходы и инвестиции растут, им приходится искать рынки, где теоретически могут быть возможности для расширения бизнеса», — указал Белов.
Сергей Либин из Райффайзенбанка отмечает, что новая компания будет заниматься не только услугами связи, но и другими цифровыми сервисами, ниша которых в регионе пока не занята.
«Ввиду отсутствия крупных конкурентов, Digital Holding может быстро занять лидирующие позиции», — полагает он.
Выход в Узбекистан через СП, по мнению аналитика, позволит разграничить бизнес-подразделения по регионам, например, «МегаФон» может оказывать услуги в стране под брендом Ucell.