Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.
Как все начиналось
В студенческое время я боксировал в качестве любителя, работал в риелторской компании и удачно скопил небольшую сумму, на которую в 2002 году арендовал небольшое помещение в детском саду Чиланзарского района, скупил самодельное оборудование и собрал его своими руками.
Таким образом мое хобби стало детищем и призванием всей моей жизни — в конце 2002 года состоялось открытие Atlant Sport.
Когда я начинал, тренажерных залов, клубов или, как сейчас модно говорить, «фитнес-центров» почти и не было. В основном они были лишь на территории оздоровительных комплексов или стадионов, куда по большей части ходили те, кто занимался спортом профессионально.
Сегодня здоровый образ жизни становится актуальной темой и считается обязательной составляющей имиджа успешного человека, поэтому бизнес в сфере фитнес-услуг становится все актуальнее.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Первоначальные инвестиции и сроки окупаемости
Общие стартовые затраты мне тогда обошлись в $5 тыс. Сегодня, чтобы открыть фитнес -центр необходимы большие финансовые вложения — от 80-$100 тыс. При этом на коммунальные услуги уходит около $500 в месяц.
Гарантированная окупаемость при должной работе и вложениях — три года. Годовая выручка может составить от $60 до $80 тыс. На мой взгляд, несмотря на все расходы, бизнес достаточно стабильный.
Таким будет выглядеть примерный расчет:
Объект | Сумма (в долларах) |
Беговая дорожка | 2000 |
Силовые тренажеры | от 1500 |
Аренда помещения | 2800 |
Ремонт помещения | от 2000 |
Мебель | от 1500 |
Затраты на коммунальные услуги | 500 |
Средняя заработная плата | 400 |
Залог успеха: постоянное обновление
В первое время окупаемости почти не было, всю прибыль приходилось реинвестировать, а порой я покрывал все расходы из собственного кармана.
Но уже через полгода, когда на руку сыграл эффект сарафанного радио, и к нам стало приходить все больше людей, проект пошел в гору, пришлось сменить помещение на большее — площадью примерно в 500 кв.м.
Через несколько лет я понял, что стоять на месте нельзя и необходимо открывать новые залы, ведь бизнес из одной точки чаще всего теряет позиции. Мы расширились и теперь у нас был зал не только в Чиланзарском, но и в Учтепинском и Юнусабадском районах.
В 2012 году я понял, что интерес к бизнесу пропал и все приелось, поэтому продал весь бизнес и взял паузу на долгих и затяжных три года.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Но, как ни крути, от себя не убежишь — я понял, что поглощен спортом, и решил начать все с нуля. Таким образом в 2015 году прошло открытие нового фитнес-центра под совершенно другим брендом. На этот раз вложения уже оказались в 10 раз больше, чем 13 лет назад.
Здесь я решил взять высокую планку — закупиться современным оборудованием у китайской компании Land Fitness, с ними же было оговорено мое желание дать фитнес-центру одноименное название.
Я ежегодно езжу в Шанхай на выставку China Sport Show, где демонстрируются различные спортивные оборудования. Цель — следить за мировыми новинками, скупать их для зала, а также заключать и продлевать договора, ведь самое главное в Land Fitness — почти ежемесячная замена старого оборудования или покупка нового.
К слову, здесь стоит отметить затраты: беговые дорожки в среднем стоят порядка $2 тыс., любой силовой тренажер начинается от $1,5 тыс.
Локация и аренда помещения
Главная особенность нашего зала — воздухопропускаемость. Само помещение просторное, с высокими потолками, где всегда требуемая температура и влажность. При выборе помещения мы столкнулись с сетью женских фитнес-залов Nika Sport, с которой вместе претендовали на сдаваемую площадь.
Арендодатель предложил нам альтернативу или некий компромисс — объединиться и таким образом привлечь больше клиентов, где к нам будут приходить пары или семьи, в которых в связи со сложившимся менталитетом женщинам будет комфортно заниматься отдельно от мужчин.
Это действительно сыграло на руку — после этого у нас увеличился поток клиентов.
Локацию для будущего фитнес-бизнеса нужно выбирать исходя из вашей целевой аудитории. Фитнес-клуб должен располагаться в шаговой доступности от клиентов. Так как мы на рынке с 2002 года и находимся в основном в Чиланзарском районе, здесь у нас сформировалась своя лояльная база клиентов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Конкуренция
Определенных конкурентов я назвать не могу, так как если сейчас в ближайшем от нас месте откроется небольшой зал, то клиенты по своей природе захотят попробовать что-то новое, а значит, что любой новый зал и уже имеющийся — это наши конкуренты.
Вопрос больше не в том, как привлечь нового клиента, а в способах его удержания.
Маркетинг и продвижение
В самом начале мы раздавали прохожим листовки, разместили пару рекламных билбордов по городу. Сейчас же продвижение осуществляем на таких каналах коммуникаций как — Facebook, Instagram. У нас был маркетолог и SMM-менеджер в одном лице, но в связи с карантином пришлось сократить штат и тем самым отказаться на время от продвижения, рассчитывая на имеющихся клиентов и имидж, выработанный годами.
Тренерский состав состоит из восьми человек. Основные критерии выбора — наличие сертификата и диплома, а также стажа работы минимум три года. В общем штате — 15 человек. Средняя заработная плата сотрудника — 4 млн сумов.
Ценовая разница между женским и мужским абонементом — 250 тыс. сумов и 300 тыс. сумов соответственно.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Сложности
По сути, здесь, как и в других сферах услуг, большая трудность заключается в уплате аренды. Согласно договору арендодатель в праве изменить ее в любой момент в одностороннем порядке, известив лишь за месяц. Во время карантина было повышение на 25%, а с апреля текущего года повысится еще на 50% — такие цены мешают бизнесу расти и развиваться.
Для тех, кто только заходит на рынок сложностью может стать выбор оборудования, ведь объем предложений на рынке сегодня велик, но правильно подобранный парк — залог успеха.
Тем не менее, обратите внимание: покупка дорогого инвентаря и техники вовсе не гарант окупаемости, а для хорошей прибыли, вам в любом случае необходим маркетолог, который поможет найти свою нишу, развить и продвинуть бизнес, а также найдет подход к клиентам.
Помимо всего прочего, можно столкнуться со сложностями при найме персонала. Бывали случаи, когда тренер собирал деньги у клиентов за якобы дополнительные услуги, не информируя нас и осуществляя все денежные операции вне кассы. Поэтому очень важно контролировать качество обслуживания и лично общаться с клиентами, интересоваться их мнением.
С недавних пор, налоговая система радует, ведь стало намного проще работать. Еще нам часто звонят из разных инстанций, проявляют инициативность, интересуются нашими проблемами.
Но дальше разговора дело, к сожалению, не заходит, и вопрос остается открытым, а это, в свою очередь, лишний раз обнадеживает и, естественным образом, расстраивает.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Документация
Регистрация компании (ЧП или ООО) занимает пару дней, все услуги доступны онлайн. Для учреждения фирмы понадобится:
- открыть расчетный счет в банке;
- изготовление печати, штампа;
- постановка на учет в Налоговой инспекции и выбор порядка налогообложения;
- договор аренды.
Spot благодарит Улугбека Мирзаева и его компанию за помощь в подготовке материала. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.