За последние годы в Узбекистане появилось несколько новых способов вложить даже относительно небольшие средства — 50 млн сумов. Среди таких инструментов памятные монеты и золотые слитки разного веса, также постепенно развивается рынок облигаций.
Широко известные способы, например, банковские вклады и бизнес, также не теряют актуальности. Эксперты в области финансовых инвестиций и бизнеса рассказали Spot об особенностях каждого способа вложений.
Банковские вклады
Недавно Spot писал о самых выгодных долларовых депозитах. Банки Узбекистана предлагают открыть валютные вклады под 3−6% годовых. Так, к примеру, на февраль текущего года самую высокую ставку предлагают — «Кишлок курилиш банк» и «Универсалбанк». На депозит принимаются дополнительные средства, но при досрочном отзыве вклада проценты не выплачиваются.
Ставки по вкладам в евро составляют в среднем 2%. Вклады с таким процентом доступны в банках НБУ, Hamkorbank и Ravnaq-bank. Кроме того, в банке Asaka можно открыть депозит в евро под 2,5% годовых сроком до 24 месяцев.
Что касается сумовых вкладов, максимальная ставка здесь составляет 18%, ее предлагают лишь 3 банка из 26, в которых можно открыть вклад в офисах банка. Максимальную на момент публикации ставку предлагают «Савдогарбанк», Hamkorbank и банк Turkiston.
При этом в последнем вклад распространяется только на карты HUMO, открытые в данном банке, а проценты начисляются всего за два месяца — до 1 апреля 2021 года.
Инвестируя деньги подобным образом, стоит внимательно ознакомиться с условиями вклада, обратить особое внимание на правила начисление и выплаты дивидендов.
Памятные монеты и золотые слитки
Драгоценные металлы, как правило, используются для долгосрочных инвестиций с достаточно низкими рисками. В Узбекистане возможность подобных вложений появилась относительно недавно: в 2018 году Центральный банк выпустил в обращение золотые и серебряные памятные монеты, а со 2 ноября прошлого года началась продажа золотых мерных слитков.
Инвестиции в золотые монеты оказались достаточно успешными, с момента выпуска их стоимость выросла с 12,7 млн до 20,2 млн сумов. Сегодня серебряные и золотые моменты в банках полностью распроданы.
В ноябре 2020 года открылась продажа золотых слитков. Они изготовлены из чистого золота 999,9 пробы весом 5, 10, 20, и 50 граммов. Стоимость слитков немного снизилась за последние несколько месяцев. В начале выпуска их цена составляла от 3,4 млн до 32,1 млн сумов в зависимости от веса, сейчас же они стоят от 3,2 до 31,6 млн сумов.
Ранее аналитик Avesta Investment Group Шодлик Назаров предположил, что не стоит ожидать высокий рост цен на слитки — мировая экономика проходит часть кризиса, связанного с пандемией, поэтому реальные секторы экономики могут быть более перспективными с точки зрения инвестиций.
Фондовый рынок (акции и облигации)
Чтобы выгодно инвестировать в акции и другие ценные бумаги, необходимо обладать некоторыми знаниями в этой области. Ранее Spot писал о том, на что нужно обратить внимание начинающим инвесторам.
аналитик Avesta Investment Group.
Сейчас фондовый рынок Узбекистана находится на стадии роста после спада, связанного с пандемией. Падение рынка началось примерно в середине марта и продолжилось до конца июля прошлого года, после чего началось постепенное восстановление.
В последние месяцы 2020 года и январе многие активные акции существенно выросли, например, капитализация за январь увеличилась на 2,3%.
Инвестирование в акции легче всего начать с открытия счета в местном брокерском доме, получения онлайн-доступа к торговой системе и ознакомления с аналитикой по рынку.
При должном подходе такие вложения могут быть более прибыльными, чем депозиты или другие традиционные виды сбережений. Стоит помнить, что не стоит вкладывать в акции средства, которые могут стать критически важными в жизни инвестора и потребовать срочного вывода с рынка.
Другой инструмент инвестиций в ценные бумаги — облигации. Этот рынок в Узбекистане находится на начальном этапе развития, сегодня есть всего несколько эмитентов, в основном банковский сектор.
Спрос на эти финансовые инструменты пока очень низкий из-за непривлекательных уровней доходности и длительных сроков обращения.
Кроме того, розничные инвесторы плохо знакомы с подобными инструментами, это, в свою очередь, приводит к крайне низкой вторичной ликвидности — обычно приходится ждать до наступления срока выкупа со стороны эмитента.
Сейчас на рынок выходит несколько новых выпусков со сравнительно высокими ставками доходности и короткими сроками обращения. Это свидетельствует о развитии рынка, росте конкуренции и надеждах на то, что рынок облигаций станет успешным источником привлечения средства и привлекательным направлением инвестирования.
Инвесторам лучше выбрать краткосрочные облигации со сроком обращения 1−2 года и высоким доходом, дающим премию на 2−3% выше депозитных ставок.
По сути, фондовый рынок может дать хорошие варианты для капиталовложения, однако он требует существенных познаний:
- анализа как фундаментальных факторов развития компаний;
- изучения финансовой отчетности эмитентов;
- анализа текущих и прошлых котировок;
- тенденции развития экономики и так далее.
Капиталовложения на фондовом рынке всегда связаны с разными видами рисков. Для Узбекистана свойственны некоторые риски:
- низкая ликвидность эмитента (невозможно быстро продать свои акции без существенной потери в цене);
- несвоевременная выплата дивидендов;
- национализация и нанесение ущерба акционерам как со стороны менеджмента, так и государства.
На практике, особенно в 2020 году, были случаи с несвоевременной выплаты дивидендов акционерам. Это связано с финансовыми трудностями во время кризиса, так как многим компаниям не хватало свободных оборотных средств для выплаты дивидендов.
Стартапы и бизнес
Некоторые виды бизнеса и стартапы не требуют больших стартовых вложений и могут достаточно быстро выйти на прибыль. Такие инвестиции хороши для тех, кто готов к высоким рискам и хотел бы реализовать себя в определенной отрасли.
Стартового капитала в 50 млн сумов хватит, чтобы открыть, к примеру, интернет-магазин косметики, небольшую клининговую компанию, мастерскую хендмейд-шоколада, фотостудию или ателье. Срок окупаемости подобных проектов составляет от трех месяцев до нескольких лет, в зависимости от множества факторов.
Говоря о стартапах, как правило, они не дают быстрой прибыли, а на 50 млн сумов вряд ли удастся создать крупный серьезный проект. Подобные ресурсы лучше инвестировать в развитие команды, которая со временем даст хорошие идеи.
IT-ментор, основатель студии виртуальной и дополненной реальности VRonica.
Вкладывать 50 млн сумов в стартап, чтобы быстро заработать деньги — не самое лучшее решение. Проект может развиваться долго, три-четыре года.
В этом случае я бы инвестировал в близкую мне идею, а не в то, что кажется выгодным и прямо завтра выстрелит.
Кроме того, я бы вкладывался в интересную команду — даже если стартап не получится, с этими людьми можно сделать что-то новое. Если основатели мыслят креативно и практично, то этого достаточно.
Средний бюджет серьезного проекта составляет $100 тыс., а 50 млн сумов — это обычно начинающие ребята с искрой в глазах, их надо поддержать.
При этом я против зарплат для стартаперов, потому что зарплата расслабляет основателей. Деньги должны инвестироваться только в необходимые вещи: оборудование, рекламу. Если ребята делают проект в свободное от учебы и работы время — классно, но почему я должен платить им за то, что еще не готово?
Голод стартапера — главный двигатель вперед. Надо, чтобы проект либо быстрее разорился и перестал тратить деньги, либо вышел на прибыль. Другое дело, если ребята хотят бросить основную работу и заниматься стартапом, чтобы заработать с помощью него на жизнь.
Тогда им нужен прожиточный минимум, и это нормально, но конкурентная зарплата в 5 млн сумов и прожиточный минимум в 1,5 млн сумов — это разные вещи. Кроме того, не стоит бросать свою работу, пока у стартапа не начнутся первые продажи. Тут нужен баланс между бизнес-целью и человеческой стабильностью.
Я бы не стал инвестировать в то, что очень далеко от меня, в то же время я могу вложиться в близкую моим убеждениям идею, даже если она не связана с IT.
Недавно на программе JustStart от ПРООН для стартапов из Ферганской долины презентовали интересный проект, связанный с теплицами. Это далеко от IT, но в то же время здоровое питание и экология близки мне по духу.
Кроме того, при бюджете 50 млн не стоит делать холодный бизнес-расчет, это скорее будет эмоциональный расчет.
Искусство и культура
Искусство — не самый популярный инструмент инвестиций в Узбекистане, хотя во всем мире массовое искусство рассматривается с точки зрения доходности. Тем не менее в Узбекистане есть направления искусства и культуры, которые при должном внимании могут принести прибыль.
директор музея Савицкого в Нукусе.
Начнем с самого простого. Массовое искусство — бизнес, оно напрямую напрямую связано с инвестициями. Чтобы исполнитель, в которого вы инвестируете, начал приносить прибыль, вам надо сделать несколько обязательных шагов.
Хорошо, если у вашего исполнителя есть талант, но, как показывает жизнь, это не обязательно. Наиболее важными моментами в этом бизнес-процессе являются выбор репертуара и грамотная пиар-кампания.
Массовое искусство — большие расходы, но и возможность получить доход. Как правило, такой способ очень скоротечен: людская любовь переменчива, и надо находить другой объект для инвестиций.
Вкладываться в кинематограф практически бессмысленно. Конкуренция на этом поле запредельная, поэтому рассчитывать на получение прибыли от своих небольших вложений в эту отрасль — дело заведомо безнадежное.
Востребованным может стать исторический блокбастер на тему одного из многочисленных сюжетов богатой истории, однако это большие расходы — хороший сценарий, правильные консультанты, качественный реквизит, массовые батальные сцены, один-два дорогих актера, талантливый режиссер.
Еще видеопродукция может стать коммерческим продуктом, например, на рынке образовательных программ.
Что касается изобразительного искусства, я не знаю, есть ли в Узбекистане коллекционеры живописи — состоятельные люди, которым нравится творчество какого-либо современного художника, или организации, формирующие корпоративную коллекцию.
Если они есть, тогда можно говорить о возможности вложений в это направление.
Учитывая тренд на развитие туризма в Узбекистане, есть смысл разрабатывать программу инвестиций в традиционное ремесло. Это тоже непросто, народные промыслы должны быть защищены законодательно, так как их сохранение представляет часть традиционной культуры государства.
Для подобных вложений требуется объединить усилия нескольких людей: специалиста этнографа (искусствоведа), маркетолога и представителя туриндустрии. Это долгие инвестиции, но они могут принести прибыль.
В любом случае, во всем мире искусство — это бизнес. Через какое-то время так будет и в Узбекистане. Поэтому надо начинать вкладывать деньги в искусство, но учитывать множество факторов и, конечно, обращаться к специалистам той области, в которую вы собираетесь инвестировать.
А куда вы бы вложили свободные 50 млн сумов? Пишите в комментариях.