Как ранее писал Spot, легализацию букмекерской деятельности в Узбекистане отсрочили на неизвестный срок.
Формально с 1 января разрешается выдача лицензий в Агентстве развития рынка капитала (АРРК), но на практике лицензии не выдаются, потому что нет правовой основы.
Официальных сообщений по этому поводу нет (Spot неоднократно пытался их получить, но безуспешно), так что о статусе инициативы можно узнать лишь из редких комментариев иностранным СМИ.
Так, к примеру, в январе юрист Ассоциации футбола Дилшод Наркобилов сообщал казахстанскому телеканалу «Хабар», что сейчас рассматривается два варианта: или букмекерские компании из своих доходов будут выделять определенную сумму, или эту сумму вычтут из их налогов.
Меж тем, запрет на букмекеров мало мешает деятельности иностранных контор в стране. Более того — они, увидев спрос, поспешили с предложением и даже адаптировались под местные условия.
О том, что в стране есть спрос на букмекеров, еще в начале 2020 года говорил заместитель премьер-министра Азиз Абдухакимов. Он отмечал, что в условиях отсутствия предложения местные любители азартных игр обращаются к иностранным продуктам. Потери казны Узбекистана тогда оценивались в $50 млн потенциальной прибыли.
Наличие спроса подтверждают и другие факторы. Летом прошлого года Spot выяснил, что в Узбекистане во время карантина вырос интерес к букмекерам — на это указывали данные сервиса мобильной аналитики App Annie и поисковой системы «Яндекса».
К началу 2021 года ситуация не изменилась — приложение букмекеров по-прежнему входят в топ-30 самых скачиваемых, а количество запросов bukmeker, stavka qilish и других в поисковиках продолжает расти.
Фото: стартовая страница Google с подсказками из наиболее популярных запросов по теме.
Что касается адаптации иностранных контор, то мониторинг показал, что многие из них начали принимать оплату с карт отечественных платежных систем Uzcard и HUMO.
Для этого, как правило, используются p2p-переводы — игрок переводит деньги местному представителю конторы, который зачисляет их на счет. В статистике платежных сервисов это проходит как простой перевод от одного человека другому.
Другой вариант — продукты платежных сервисов для бизнеса, которые дают возможность принимать платежи на сайте напрямую с карт Uzcard и HUMO. Деньги, которые получают местные представители, затем переводятся заграницу как перевод от одного физического лица другому.
Мониторинг также показал, что выросло количество «обменников» — сервисов, где можно пополнить счет и вывести деньги с тех букмекерских контор, которые не добавили поддержку отечественных платежных систем. Это обычно боты и группы в Telegram, а также сайты на доменах .com.
Заметно выросло и количество сайтов, где рассказывается, как делать ставки в Узбекистане и на что обращать внимание, а также Telegram-каналов местных «каперов» (люди, продающие информацию об исходе матчей и других спортивных событий).
Фото: один из многочисленных каналов местных «каперов» с 90 тыс. подписчиками.
Одним из эффектов запрета букмекеров является недоступность официальной рекламы, но с этой проблемой иностранные конторы уже давно научились жить в других странах — благодаря огромной выручке, они могут позволить себе скупать рекламу в интернете.
Сейчас в сети можно найти достаточно рекламы на узбекском языке, в том же YouTube она часто появляется у блогеров, проживающих заграницей, но рассказывающих про события в Узбекистане.
Букмекерские конторы настолько комфортно чувствуют себя в стране, что перевели свои сайты на узбекский язык и запустили здесь службы поддержки, которые реагируют на обращения, владеют несколькими языками и доступны по нескольким каналам.
В прошлом голу руководитель пресс-службы Ассоциации футбола Даврон Файзиев говорил, что решение легализовать букмекеров было принято для того, чтобы все это узаконить, в дальнейшем контролировать и обеспечивать чистую деятельность.
Пока же это целая отрасль, где задействовано большое количество людей и солидные суммы, которая полностью находится в тени и неплохо себя там чувствует.