Как ранее писал Spot, Clubhouse поднялся на первое место по количеству скачиваний для iOS в Узбекистане, а на Olx.uz и Facebook начали продавать инвайты в приложение.
Пока сервис сильно отличается от социальных сетей не столько функционалом (в конце концов, голосовыми чатами сейчас мало кого удивишь), сколько аудиторией — из-за ограниченного количества инвайтов их раздают лишь тем, кто «достоин».
Из-за механики «приглашений» изначальное коммьюнити соцсети выкристаллизовалось в «IT-ориентированное сообщество» из людей, близких к технологиям, имеющих общие ценности, взгляды, говорящих на одном языке и думающих об одних и тех же задачах.
Узбекистан не стал исключением. Здесь много маркетологов, дизайнеров и блогеров, но ядро пока составляют IT-предприниматели, разработчики, интеграторы и другие. Исходя из этого и формируются темы комнат, которые условно можно поделить на три большие группы.
Локальное, мировое и зарубежное
Первое это «комнаты», которые привязаны к Узбекистану и местной повестке. Можно встретить беседы на тему «IT в Узбекистане», «Блокчейн в Узбекистане» и другое. Часто встречаются интересные обсуждения, посвященные искусственному интеллекту, диджитал-маркетингу. Это уникальная возможность поговорить о наболевшем с экспертами в индустрии, притом многие из них живут за пределами страны и делятся международным опытом.
Второе это «комнаты», которые касаются Узбекистана как части мирового сообщества. Они, как правило, на довольно общие темы вроде социальных сетей, венчурного финансирования, data science, food-индустрии и так далее. Можно послушать, как проблемы, которые есть и в Узбекистане, решаются в других странах, взять на заметку чужие методы, завязать полезные знакомства и обменяться опытом.
Третье это «комнаты», которые не имеют отношения к Узбекистану, но полезны для расширения кругозора и получения новых знаний. Это, к примеру, могут быть обсуждения технологии электронных чаевых или питч-комнаты с инвесторами в узких нишах.
Как попасть в нужные «комнаты»
Одной из особенностей Clubhouse является мимолетность «жизни комнат» — беседу невозможно открутить на старт или послушать в записи. Для того, чтобы своевременно попадать в «нужные» комнаты, подходящие конкретным бизнес-интересам, надо подписаться на соответствующих людей.
Из локальных можно выделить:
- основателя East West Group Ойбека Шайхова — @shaykhov.
- основателя MyTaxi Акмаля Пайзиева — @akmalpaiziev.
- журналиста и блогера Кирилла Альтмана — @kiroaltman.
- основателя Afisha Media Сурена Сапова — @surensapov.
- разработчика Руслана Салихова — @ruslansalikhov.
- CIO Государственного налогового комитета Алишера Эльмурадова — @elmuradov.
- основателя Payme Сарвара Рузматова — @sarvario.
- основателя korzinka.uz Зафара Хашимова — @zkhashimov.
- юриста и блогера Хушнудбека Худайбердиева — @xushnudbek.
- и других.
Из зарубежных и мировых:
- сооснователя Mail.Ru Group Дмитрия Гришина — @grishin.
- партнера фонда Altair Игоря Рябенького — @rigor.
- основателя Tinkoff Олега Тинькова — @olegtinkov.
- основателя «Додо Пицца» Федора Овчинникова — @silauma.
- руководителя Facebook Марка Цукерберга — @zuck23.
- руководителя Tesla Илона Маска — @elonmusk.
- экономиста Сергея Гуриева — @sguriev.
- основателя Best Practice AI Тима Гордона — @t_gordon.
- и других.
Это лишь небольшая часть интересных людей в Clubhouse — после нескольких подписок и «комнат» сервис сам начнет предлагать подписаться на того или иного человека. Рекомендации сильно персонализированы.
Зачем бизнесу идти в Clubhouse
На Forbes выделяют несколько универсальных пунктов:
- за партнерами;
- за идеями;
- за сотрудниками — в дискуссиях принимают участие руководители из разных компаний, и рядовые сотрудники. Есть возможность для поиска удаленных сотрудников через Clubhouse, по крайней мере среди той аудитории спикеров, кто выступает не в рабочее время;
- за обратной связью и идеями для развития: Clubhouse — прекрасный инструмент для получения мнения о продукте или концепции бренда;
- за новыми знаниями, навыками и нетворкингом: в Clubhouse регулярно возникают дискуссии комнаты, где обсуждаются узкие или сугубо профессиональные вопросы: фандрейзинг, маркетинг, ИИ/ машинное обучение, HR, продуктовое мышление
и т. п. ; - или просто «прокачать» иностранный язык в англоязычном сегменте Clubhouse.
На Clubhouse не стоит сильно рассчитывать как на инструмент привлечения новых клиентов из-за маленьких охватов, не имеет смысла идти туда за аудиторией и за рекламой. Но теоретически бизнес может вести регулярные «онлайн» митапы без капитальных затрат с целью донесения ценностей своего продукта, это может помочь в «неформальном» формате искать клиентов и пользователей.
В любом случае ClubHouse пока хайповый феномен и в нем сконцентрирована живая аудитория, готовая к инновациям, он может стать площадкой для дискуссионных коммуникаций между людьми в удаленном формате, что особенно актуально в период ковида.
Если аккуратно выбирать комнаты и спикеров, то Clubhouse может быть очень эффективным механизмом получения новых знаний и площадкой для обмена релевантным опытом в режиме реального времени.