Давайте сразу проясним один вопрос, чтобы закрыть его и больше к нему не возвращаться. Вы родственник Джахонгира Артыкходжаева?

Нет, мы не родственники.

Что бы вы ответили на вопрос: «Кто такой Камран Гуламов»?

Я молодой бизнесмен, который уже девять лет работает в компании. AKFA — большая школа, которую я прошел, прохожу и буду проходить. Для меня тандем с компанией — продолжение моих личных достижений.

В Узбекистане, как мы знаем, сейчас бум на строительство. Правильно ли я понимаю, что дела у компании идут отлично?

Мне кажется, предпринимательство при нынешней государственной политике в целом хорошо развивается. Но факт, что сейчас и строительство, и производство строительных материалов очень востребованы.

В прошлом году мы, несмотря на пандемию и карантинные меры, разработали разные стратегии, учитывая остановку почти во всех сферах производства.

Мы даже думали, что уже невозможно будет достичь поставленных планов, но благодаря именно резкому спросу на конструкционные работы нам удалось завершить тот год с хорошими показателями.

Вы вышли с плюсом?

Да.

Что насчет текущего года?

В этом году ожидаются большие стройки, но в начале года все только просыпаются — мы также налаживаем и оптимизируем производство. В целом да, дела идут хорошо.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Раз уж мы начали говорить про строительство, как вы в целом оцениваете ситуацию на этом рынке Узбекистана?

Мне кажется, что эта сфера имеет большой потенциал. Вот, например, давайте возьмем рынки Казахстана, России, Европы или же Америки. Там везде подъем строительства длился определенный период — где-то 5−10 лет.

У нас же все только начинается, поэтому я вижу здесь широкие возможности. Когда город растет, одновременно растет и потребность в высотных домах, строительных объектах, инфраструктуре.

Думаю, что в ближайшие 10 лет тенденция большого строительства будет сохраняться и развиваться. Считаю, что мы только на начальном этапе.

Тогда правильно ли говорить, что деньги здесь текут рекой?

На самом деле есть такое понятие как внутренний валовый продукт. Сейчас ВВП Узбекистана, если не ошибаюсь, более $55 млрд, и с каждым годом этот показатель растет. А это, в свою очередь, значит, что строительства будет много.

Поэтому и предприниматели, и государство могут позволить себе воздвижение строительных объектов или же расширение в этой области.

Если сравнивать с экономикой Казахстана, там было $168 млрд, — нам есть куда расти. И если мы достигнем, условно, этого уровня, то могу сказать, что деньги потекут рекой. Но пока эта тенденция не набрала силу.

Сегодня многие строители, наши партнеры, имеют свои трудности на строительных площадках из-за возникших финансовых проблем. Поэтому частные предприниматели и государство привлекают различные кредиты в разных финансовых институтах.

Этот сектор один из немногих, который не пострадал в карантин.

Да, это так. Строительство — главный стимул развития экономики, позволяющий создавать множество рабочих мест. Поэтому для преодоления кризиса во время пандемии государство поддержало именно эту сферу. Мне кажется, это удалось.

У вас четыре направления. Где спрос сейчас больше всего?

Если говорить по маркетинговой части, то там у нас три направления. Это:

  • AKFA Windows and Doors — всем известное направление оконно-дверных конструкций.
  • AKFA Comfort — внутренний продукт для интерьера, в основном отопительные системы.
  • AKFA Build — стройматериалы: производство металлоконструкций, материалов и компонентов для быстровозводимых зданий, готовые решения в виде модульных домов и так далее.

Мы начинали бизнес с оконно-дверных конструкций и продолжаем фокусироваться на них, в результате чего наблюдается увеличение спроса. Но в связи большой индустриализацией строительства в стране, можно сказать, что все три направления очень востребованы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Кстати, годами AKFA специализировалась на производстве, скажем так, составных частей (алюминиевые профили и так далее), но совсем недавно вы представили новое направление AKFA Build. Как с этим идут дела?

Это совершенно новое направление, которое мы развиваем второй год. Линейка продукции AKFA Build нацелена не только на предоставление высокотехнологичных решений в области металлоконструкций и стройматериалов, но и на предоставление готовых решений.

Раньше в Узбекистане готовых решений под ключ было мало, поэтому мы удачно зашли на рынок. Но нам еще предстоит развиваться, потому что зарубежных конкурентов достаточно много, и мы сейчас поэтапно налаживаем новые отрасли производства. У нас есть пятилетняя стратегия развития, согласно которой мы ожидаем хороших результатов.

Сейчас на них хороший спрос?

Да. Если говорить про конкретный продукт, например, возьмем газобетон, запуск которого запланирован на сентябрь 2021 года. Кирпич — очень энергозатратный, но для его производства используется много газа, а газобетон требует в пять раз меньше затрат. К тому же, его стоимость с кирпичом практически одинакова, а нагрузка на сам фундамент при строительстве будет гораздо меньше. Так что это инновационный для Узбекистана продукт, хотя в мире его используют давно.

Что касается металлоконструкций, то мы работаем над расширением наших направлений, а это, в свою очередь, позволит создать торговые площади, индустриальные парки и зоны с использованием нашей продукции.

Вообще в строительстве используется очень много металла. Недавно запустили завод TMZ в Сергелийском районе, он уже производит сырье. То есть, у нас есть все возможности для того, чтобы делать такие конструкции.

Мы чувствуем, что металл — наша стихия, и здесь неважно черный он или цветной. Главное, мы компетентны в этом и видим огромный спрос.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Проясним еще один вопрос. Раз уж мы заговорили об алюминиевых профилях и рынках. Антимонопольный комитет твердо заявил, что Crafers и Artel не являются монополиями, но вот с AKFA надо изучить, не занимает ли компания доминирующее положение на рынке. Что вы об этом думаете? Можно ли говорить, что этот рынок полностью ваш?

Ну смотрите, если мы говорим про оконно-дверное направление (алюминий, ПВХ), я вам посчитаю те компании, которые я знаю — это Ekopen, Alsys, Alutex, Altoplast.

Еще мы каждую неделю совершаем учет импортных производителей — недавно российские компании начали выходить на рынок. Помимо этого, работает казахстанская и таджикистанская компания.

Так или иначе можно сказать, что у нас конкурентов хватает. И наше отличие от них, во-первых, в том, что у нас есть целый отдел маркетинга, где работает 40 креативных ребят (поэтому мы умеем правильно доносить ту информацию, которую требует потребитель), а во-вторых, есть самые обычные оконно-дверные конструкции, которые могут выпускать абсолютно все производители. Но есть и такие, например, которые держат тепло, не пропускают холод, не потеют — их изготавливать намного сложнее.

В прошлом году мы оптимизировали нашу линейку для того, чтобы конечному потребителю поставлять этот продукт — не все конкуренты решаются на это. То есть, мы работаем над оптимизацией себестоимости, маркетингом, а также расширением ассортимента, но это не делает нас монополией.

Что касается, металлоконструкций, по ним есть To’ytepa metall qurilmalari, турецкая DAL HEAVY INDUSTRIES, и кроме того, если память не изменяет, Enter Engineering тоже запускает свой завод металлоконструкций.

Говоря о газобетоне — по всей республике есть больше 10 компаний, и еще вводятся 5 новых проектов. И я не могу сказать, что в каком-то из этих направлений мы твердо лидируем.

То есть, хотите сказать, что рынок не полностью ваш?

У нас есть направление, где мы имеем, условно 15% доли рынка. Или есть направление, где нас с рынка «выгнали», мы не смогли конкурировать. Есть ниши, где наша доля — 45−50%. Но у нас, поверьте, нет никакого продукта, который занимает 100% рынка, чтобы можно было назвать это монополией.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Давайте поговорим про IPO. Парадокс — АКФА известная компания, но не особо публичная. Почему так?

Смотрите, IPO в целом процедура трёх дней, но за этой целью стоит огромная работа, которая требует много трансформаций в компании. Чтобы вы понимали, приведу пример на человеке — в детстве мы едим много сладостей, веселимся, а потом начинаем вести здоровый образ жизни.

Это всё делается для того, чтобы условно продлить свою жизнь. В компаниях тоже самое — когда она рождается, есть несколько этапов её развития, и каждый руководитель, сотрудник прилагает все усилия, чтобы продлить ее жизнь.

Думаю, мы пришли к такому моменту изменения компании. К примеру, до этого наш основатель был в компании единственным владельцем, а сейчас он находится на государственном посту (речь про Джахонгира Артыкходжаева — прим. Spot). Мы тоже открыто ведем бизнес: как и с кем мы работаем, что делаем.

Кроме того, если мы размещаем акции на IPO, нам дают ликвидные средства, которые помогут нам расширять бизнес.

Сам выход на IPO планируем в 2024 году. Нам предстоит преодолеть множество этапов в достижении этой цели, и благодаря нашей команде, все становится осуществимым.

Где вы собираетесь размещаться — на местной бирже или международной?

Размещаться на узбекском рынке мы не планируем. Это скорее всего будет в Лондоне или Гонконге, в зависимости от узнаваемости бренда.

Вы решили стать публичной и прозрачной, но AKFA часто получает крупные государственные заказы, тот же Hilton, к примеру, или метро. Как так получается?

Касательно метро, если вы имеете ввиду поставки каких-то строительных материалов, то во всех государственных объектах проводится тендер.

Например, буквально вчера наш отдел продаж подал документы на участие в тендере, где автопром строит Asaka City. Также и с метро, где мы участвовали в тендере на поставку гранита — какую-то часть мы выиграли, какую-то нет.

Что касается светопрозрачных конструкций, то во всём Узбекистане у нас относительно сильная команда и мы всегда можем предоставлять оптимальные решения, которые будут соответствовать всем техническим требованиям и цене, поэтому государство зачастую выбирает в качестве поставщика именно нас.

Говоря о других госзаказах, если вы меня спросите какова ваша доля продажи государству и частному бизнесу, у нас, поверьте, значительно преобладает частный бизнес.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Очевидно, что вы крупная компания (20 заводов). Каково руководить такой махиной?

Как мне кажется, чтобы руководить такой компанией, должны быть четкие принципы во всём: в делегировании, планировании, в фокусе и так далее.

Во-первых, мы в конце декабря планируем наш график на весь следующий год — какие будут встречи, когда состоятся совещания совета директоров, место и время проведения выставок, расписание мероприятий, идеи реализации новых проектов и так далее. Я лично стараюсь придерживаться этого плана, чтобы все успеть.

Во-вторых, в такой большой компании очень важен фокус. Так, к примеру, давайте возьмем Apple, Starbucks или Google — они развивались только в одном направлении, где чувствовали себя намного сильнее, чем в других.

В-третьих — правильная мотивация сотрудников. Я горжусь тем, что наши сотрудники полны энтузиазма, каждый знает свою миссию, и, как мне кажется, он счастлив быть частью этого большого дела. В управлении командой очень важны эти три пункта: люди, продукт и потом уже прибыль.

Каков ваш личный график?

Мой рабочий день начинается с 9 утра с самого важного — это может быть и производство, продажи, маркетинг и так далее. Потом в течение дня поэтапно провожу совещания, которые уже запланировал. Иногда бывают выезды на место строительства или производства, посещаю какой-либо объект.

В целом рабочие моменты решаем до семи-восьми вечера, иногда исходя из загруженности работой задерживаемся в офисе. Вечером люблю ужинать дома, есть домашнюю еду, проводить время с семьей. Так устроен мой стандартный день.

Есть еще очень много ивентов, разных выступлений, интервью. Что касается выходных, то зимой предпочитаю сноубординг, а летом играю в теннис. Стараюсь максимально заниматься спортом. Правда, не могу уделить время этому каждый день.

Давайте теперь поговорим о кадрах. С проблемой кадрового голода в какой-то степени сталкиваются все крупные компании. Как вы решаете эту проблему?

У нас работают 8800 человек. Кадровый вопрос, пожалуй, самый тонкий, который каждый день меня ставит в затруднительное положение.

Это, во-первых, случается из-за недостаточности практики. И когда студенты или же молодые люди приходят работать в компанию, то у них возникает существенный разрыв теории с делом.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Лично мы с этой проблемой справляемся следующим образом — в начале прошлого года мы открыли отдел «Корпоративный университет», где команда ориентируется только на обучение сотрудников, исходя из стратегии и недостатков в компании.

Мы выявляем наши слабые стороны и делаем акцент именно на это — начиная с изучения турецкого и английского языков, заканчивая МСФО. Поэтому 80% кадров мы готовим сами, 20% — хантим, привлекаем с университетов.

Мне кажется, что эта проблема будет существовать ещё несколько лет не только в нашей компании, но и в целом в Узбекистане — все развитые страны проходили через это. Уверен, мы справимся.

И напоследок — как вы видите компанию через пять лет?

Если условно визуализировать, то есть целевая структура, которую мы представляем. Есть головной офис, который мы сейчас строим и хотим переехать в ближайшее время.

Вы как бы задали нам такой вопрос — почему мы были закрытой компанией. На самом деле «закрытый» — грубое слово для этого определения. Просто мы были слишком скромными, старались не выделяться.

Кроме того, через пять лет я предполагаю, что мы достигнем своих основных целей, потому что по каждому направлению у нас стоят стратегические задачи. И самое главное, я вижу, что у нас профессиональная, крепкая и дружная команда, которая собирается в Tashkent City — в нашем строящемся головном офисе.

Я безумно горжусь компанией, верю в огромные перспективы и будущий рост AKFA Group. Мы продолжим показывать блестящие результаты и с оптимизмом смотрим в будущее.