Игорь Ли
Основатель и генеральный директор Vades Group
Год назад в своем письме для Spot мы говорили о важности развития электронной цифровой подписи (ЭЦП). Тогда проект компании Mobile ID в результате бюрократических рассмотрений отправился на дальнюю полку, хотя Шавкат Мирзиёев всегда акцентировал важность цифровых госуслуг.
Наш президент выбрал политику открытости правительства и вовлеченности населения в развитие. Для этого открываются СМИ, порталы министерств и комитетов стали давать больше информации о своей работе. Но очень важно еще и принимать к исполнению заявления от граждан. Очень важно развивать цифровую экономику, а у нас физические лица до сих пор не имеют прямого удаленного доступа к управлению банковскими счетами.
Увы, но положительных шагов в плане одобрения со стороны государственных органов мы так и не увидели, что не помешало нам продолжить работу над проектом.
Что произошло с Mobile ID за три года
Vades Group получила запрос от Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций на разработку Mobile ID в июле 2017 года. Мы поддержали предложенную идею, увидев возможность развития электронного правительства в Узбекистане. Мининфоком создал план по реализации пилотного проекта и рабочую группу.
В августе 2017 года мы начали разработку мобильной ЭЦП, а в октябре составили план по ее внедрению. Презентация проекта Мининфокому прошла в январе 2018 и в следующем году прошел успешный тест с Центром регистрации ключей при Государственном налоговом комитете.
Но вместо полноценного запуска государственные органы охладели к Mobile ID и игнорировали практически все наши запросы о будущем ЭЦП.
Компания несколько раз пыталась реанимировать проект, но профильные ведомства будто забыли о проекте. Мы не раз отправляли многочисленные письма, которые зачастую оставались без ответа.
В своем обращении от 8 июня 2020 года мы выразили обеспокоенность тем, что проект не рассматривается Мининфокомом и, по нашим данным, лоббируются интересы иностранной фирмы, хотя в мировой практике при создании криптографических элементов приоритет отдается местным компаниям.
Мининфоком не заинтересован
Несмотря на молчание со стороны Минифокома, мы продолжаем развивать ЭЦП и в августе 2020 года совместно с «Узэлтехсаноат» организовали собрание с представителями ГНК, Мининфокома, ассоциации «Узэлтехсаноат», агентства государственных услуг, Центра кибербезопасности, филиала Uzmobile и Ucell.
По результатам встречи стороны договорились сформировать межведомственную группу и возобновить каналы связи для запуска пилотной версии Mobile ID. Но для этого требуется разрешение Мининфокома, которое ссылалось на модернизацию Единой системы идентификации:
«Внедрение новых методов идентификации пользователей, в том числе Mobile-ID считаем целесообразным рассмотреть на следующих этапах реализации проекта», — отмечает министерство.
По мнению Мининфокома цена проекта — преграда для его повсеместного внедрения, но мы считаем, что судьбу ЭЦП должен решать потребитель, а не министерство.
Здесь вовлечены частные инвестиции и предлагается конкретный продукт, который поможет потребителю и если его не устроит цена, то он не приобретет ЭЦП. Выбирать должен рынок.
Сегодня наш проект находится в перечне инвестиционных и перспективных проектов страны на 2020−2021 года. Проектная мощность на старте позволит охватить 10 тыс. человек и даст 20 новых рабочих мест при расчетной стоимости $1,5 млн.
Будет ли свет в конце туннеля
28 октября 2020 года наша компания совместно с экспертами предприятия UNICON подготовила техническое задание (ТЗ) и направила его в Мининфоком для получения экспертной оценки. Спустя месяц пришел ответ, в котором говорилось, что проект дублирует единую систему идентификации, хотя решение Vades Group наоборот дополняет ее. Для устранения непонимания представители госведомства были приглашены на обсуждение.
Встреча с представителями Минифокома совместно с членами Центра экспертизы состоялась 5 января. На которой сотрудники Мининфокома согласились с нашими доводами. Стоит отметить, что в ходе встречи велась протокольная запись.
После проведенной встречи Мининфоком дал неофициальное указание по исправлению 68 правок по ТЗ, которые были оперативно исправлены. Уже 22 января мы отправили ответ с обоснованием того, что проект не дублирует систему идентификации и с этим согласны сотрудники Мининфокома, которые присутствовали на встрече.
Но 11 февраля Мининфоком ответил, что считает нецелесообразным внедрение ЭЦП на SIM-картах из-за работ по автоматической регистрации ID-карты и отсутствия документации по созданию ЭЦП на SIM-картах (хотя все документы были предоставлены в полном объеме), а годом ранее у него были другие причины для отказа.
Кто виноват и что делать
Еще в прошлом году на совещании по вопросам повышения эффективности госуслуг президент поставил задачу разработать единую мобильную ЭЦП до 1 июля. Шавкат Мирзиёев отметил, что 75% населения пользуется интернетом на мобильных устройствах.
Было поручено внедрение альтернативных и безопасных способов подтверждения личности, но оно не было выполнено. Складывается ощущение, что государственные органы не заинтересованы в исполнении указа главы государства или тормозят полезные начинания, хотя на руках уже есть продукт отечественной разработки.
Тогда почему в Узбекистан плетется в хвосте развития IT-технологий? Возможно большая часть проектов тонет из-за бюрократического ада или меркантильных интересов. И каждый из нас сталкивается с тем, что внедрение новых технологий зависят не от нас, потребителей, а от чиновников, которые не выказывают желания изучать что-то новое.
Стране необходим свободный выход к потребительскому рынку современных технологий, иначе слова президента о создании цифрового общества из-за отсутствия интереса останутся лишь пустым звоном. Нам важно успеть оседлать IT-волну, пока не стало слишком поздно.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.