Юлия Пакидышева,
сертифицированный бизнес-тренер Profi Training, главный бухгалтер Magnum Retail, обладатель диплома ACCA, с опытом работы в сфере финансового учёта более 25 лет.
Коррупционные и мошеннические схемы в бизнесе были почти всегда.
Многие годы денежно-кредитная политика Узбекистана была направлена не на поддержку предпринимателей и облегчение их работы, а на создание искусственных барьеров.
Таким образом компании были вынуждены придумывать различные решения.
В чем суть
Одной из приоритетных проблем для предпринимателей была и остается — получение «налички», которая необходима на покрытие текущих и операционных расходов.
Так, к примеру, возьмем ресторанный бизнес. Свежие, эксклюзивные продукты для приготовления блюд, редкий алкоголь — все это раньше продавалось только на рынках или предприятиями розничной торговли, у которых не было лицензии на оптовую.
Строительный бизнес — у них потребность в сырье и материалах возникает ежедневно. Допустим, срочно нужно 20 метров электрокабеля, а производитель продает только бобинами и по перечислению. Или, к примеру, школы, детские сады, учебные центры, которые не успевают покупать материалы оптом, вынуждены бежать в ближайший магазин канцтоваров.
Ни для кого не секрет, что товары, которые продаются за наличный расчет, дешевле, чем по перечислению. По сути, руководитель предприятия заинтересован в экономии ресурсов, но в итоге вынужден обходными путями обналичивать деньги.
Раньше, из-за высоких зарплатных налогов, компании использовали труд нелегалов, которым нужно было платить зарплату «в конвертах», да и для расчетов с коррупционными государственными структурами бизнесу нужны были «живые» деньги. Импортеры, в свою очередь, из-за отсутствия легальной конвертации, выкручивались для получения «налички», чтобы купить валюту у экспортеров. И это лишь часть денежных проблем.
Маленькими шагами менялась денежно-кредитная политика государства. Сначала ввели использование корпоративных пластиковых карт для предприятий, организации научились расплачиваться за товары, услуги, купленные в магазинах шаговой доступности, без заключения договоров, оформления доверенностей.
После снизили налоги по заработной плате, бизнес вывел сотрудников из тени и стал выплачивать по ведомостям. И наконец — открытие конвертации дало возможность вести экспортно-импортные операции всем, кто в этом заинтересован.
Таким образом, основные мотивы бизнеса для использования «живых» денег постепенно уходят в историю, но суть «обнальных контор», как их называют в народе, осталась — мошеннические схемы находят новые инструменты для «лжепредпринимательства».
Теперь, кроме проблемы незаконного обращения денежных средств по фиктивным сделкам, появляется огромный снежный ком, который называется «цепочка» налог на добавленную стоимость (НДС). Среди предпринимателей появляется спрос на «входящий» НДС, который отображается в фальшивых первичных бухгалтерских документах.
В законодательстве нет четкого понятия «обнал» или «обналичивание денежных средств». В общем, это ведение бизнеса по бестоварным операциям.
Как это происходит
Допустим, у предприятия скопились деньги на банковском счете. Вместо того, чтобы развивать бизнес, предприниматель предпочитает перевести деньги в купюры и «уехать на Мальдивы». Или же использовать для личных расходов руководства.
Что делает предприниматель. Он находит по сарафанному радио «фирмы-однодневки», которые могут на бумаге оказать любые услуги или продать несуществующий товар по фиктивным документам. Есть ряд определенных признаков:
- они не имеют штат сотрудников;
- фонд оплаты труда рассчитывается по минимуму;
- нет постоянного рабочего помещения;
- доход собственнику не выплачивается;
- открывают множество расчетных счетов в разных банках.
Можно выкрутиться самим: открыть ИП или зарегистрировать самозанятого на подставного лица. Учет ИП и самозанятых непрозрачный, отчетность минимальная, у второго и вовсе отсутствует. Деньги с расчетного счета можно снимать по чеку или обналичивать через депозитную карту.
С 2019 года большинство предприятий перешли на режим «общего налогообложения», после чего количество плательщиков НДС выросло в 16 раз. Новый налог и инструменты его использования дали толчок современным «Бендерам» для развития.
Покупая фиктивные товары и услуги у предприятий-плательщиков НДС, компании могут взять «несуществующий» налог в зачет. Уменьшить налогооблагаемую базу по косвенному налогу, недоплатить в бюджет, исказить расчет налога на прибыль — почему это называется цепочка?
Схема начисления и уплаты в бюджет НДС проста (несмотря, что расчет налога достаточно сложный): каждое предприятие начисляет его на продаваемые товары, услуги «сверху», а в бюджет оплачивают разницу между начисленным и полученным (входным) от мнимых поставщиков. Чем больше «входящий» НДС, тем меньше уплата налога в бюджет. При экспорте товаров можно претендовать на возмещение «входящего» налога из бюджета.
Почему это затрагивает экспорт
Допустим, экспортировать можно не только продукцию собственного производства, а купить сухофрукты в большом количестве на рынке или у физического лица за «нал» без первичных документов и «входящего» НДС.
Договориться с «фирмами-обналичками» о предоставлении «лже-прихода» на товар и после его экспортировать. В дальнейшем — предоставить фиктивные приходные документы, экспортную грузовую таможенную декларацию (ГТД), попросить у государства возместить НДС, который реально поставщику не был уплачен.
После принятия Налогового кодекса в новой редакции все компании обязаны выставлять электронную счет-фактуру. Прозрачность ведения бизнеса стала доступнее для контролирующих органов.
Кроме этого, была введена мера для определения кодов идентификации товарной номенклатуры и услуг. Органы налоговой службы, статистики получили возможность сопоставлять фактическую работу предприятия со сведениями банковских операций.
Таким образом у проверяющих появился инструмент, который позволяет максимально точно определять легальность операций.
Как это работает: допустим, импортер завозит аккумуляторы по ГТД, то есть, у него есть документальный, легальный приход товара. Он теперь не сможет оказывать мнимые рекламные услуги для обналички, если действительно этим не занимается.
Также для выявления мошеннических схем было принято постановление об управлении налоговыми рисками, была введена система риск-анализа, которая позволяет выявить налогоплательщиков с высоким риском при ведении операций.