Неожиданная отставка главы Центрального банка Турции Наджи Агбала привела к очередному обвалу национальной валюты этой страны, пишет Reuters.
В понедельник, 22 марта, падение курса лиры к доллару превышало 15%,в ходе торгов турецкая валюта дешевела до 8,4 лир за доллар. В пятницу, 19 марта, курс находился на уровне 7,2.
Внутридневное падение курса валюты стало самым большим с августа 2018 года, подсчитал Bloomberg. К концу понедельника валюта отыграла часть потерь по отношению к доллару и закрылась снижением на 7,5%.
Как так получилось
Президент Турции Тайип Эрдоган — ярый сторонник низких процентных ставок, однако руководители ЦБ выступают за их повышение. На прошлой неделе Агбал решил повысить ключевую ставку с 17% до 19%, за что и был уволен.
Reuters называет это событие шоковым — всего за четыре месяца глава ЦБ смог восстановить определенное доверие к лире, повысив ставку почти с 9 процентных пунктов. Агбал был уверен, что необходим длительный период жесткой политики, чтобы снизить инфляцию до 5%, однако Эрдоган посчитал иначе.
Увольнение Агбала через два дня после того, как он повысил ставки для сдерживания инфляции, укрепило мнение инвесторов, что политика в Турции затмевает независимость ЦБ. Goldman Sachs сообщил клиентам, что пересматривает инвестиционные рекомендации, так как отток капитала «представляется вероятным».
Этот шаг оставил Турцию «за точкой невозврата», считает аналитик Societe Generale Феникс Кален, предсказавший стране «финансовые потрясения».
Новым главой регулятора стал Сахап Кавчоглу, бывший депутат от правящей партии, который разделяет неортодоксальное мнение президента Турции о том, что высокие процентные ставки вызывают инфляцию. Это уже третий глава регулятора с середины 2019 года.
Сейчас ожидается, что Кавчоглу, дабы оправдать свое назначение, отменит повышение ставки, как того желает глава государства.
«Эрдоган остается авторитарным популистом, у которого отсутствует понимание макроэкономики», — прокомментировал Ян Ден, руководитель исследовательского центра Ashmore Group из Лондона.
Цены на продукты питания в Турции за последний год выросли примерно на 20%, что приводит к падению рейтингов Эрдогана в опросах общественного мнения. Держать ставки низкими — политическое решение, которое направлено на повышение рейтингов, однако экономически это может привести к валютному кризису, отмечают в Reuters.
Тем более, что это далеко не первое падение турецкой лиры — валюта слабеет уже несколько лет и часто в качестве причины выступают действия Эрдогана:
Если в Турции разразится полноценный валютный кризис, пострадают все развивающиеся рынки, предупреждают российские эксперты.
Ранее Spot писал, что чистые золотовалютные резервы Турции уже практически равны нулю, а Moody’s понизило суверенный рейтинг Турции, который и раньше был «мусорным», до B2 (это уровень Руанды и Уганды), а также предупредило, что страну ждет «масштабный кризис платежного баланса».