Президент Турции Тайип Эрдоган объявил войну рынкам, считают в Bloomberg. Все началось еще в 2016 году, когда после неудачной попытки политического переворота в стране был усилен контроль практически над всеми сферами жизни.
Единственной силой, которую президент, казалось бы, не мог обуздать, был свободный рынок. На какое-то время Эрдоган получил то, что хотел: снижение стоимости заимствований и спад инфляции, но экономические потери продолжали расти.
К 2021 году Центральный банк Турции израсходовал свои долларовые резервы, инфляция превысила 15%, а иностранные инвесторы начали массово отказываться от лиры, предпочитая вкладываться в другие активы.
Лира, которая когда-то было одной из самых торгуемых валют на развивающихся рынках, теперь игнорируется многими глобальными фондами.
Эрдоган же, уволив руководителя Центрального банка за то, что тот повысил ключевую ставку (высокие ставки позволили бы сдержать инфляцию, но могли негативно сказаться на рейтингах президента), продемонстрировал свою решимость бороться с законами современной экономики, считают в Bloomberg.
Несмотря на то, правительство страны заявляет о приверженности принципам свободного рынка и либеральному валютному режиму, уже появились слухи, что Эрдоган может пойти дальше и начать контролировать движение капитала, чтобы деньги не уходили из страны.
На это указывает и то, что власти Турции, стремясь контролировать валюту без повышения процентных ставок, ввели ограничения на свопы с иностранными инвесторами, в то время как государственные кредиторы наводнили рынок долларами из резервов ЦБ.
В 2018 году Эрдоган заявил, что Турция не желает связываться с Международным валютным фондом, но вероятность, что стране все-таки придется обратиться за финансовой помощь для укрепления своих валютных резервов, сильно выросла.
Турция стала непредсказуемым рынком. Инвесторы держатся от таких подальше
Делать прогнозы на развивающихся рынках всегда было нелегко, но в случае с Турцией сейчас это стало и вовсе невозможным, продолжает Bloomberg.
После того, как Эрдоган недавно уволил главу ЦБ Наджи Агбала, который за несколько месяцев смог восстановить доверие к лире, инвесторы уже не знают, чего ждать от страны. Непредсказуемость привела к тому, что в пятницу лира показала наибольшее снижение среди развивающихся рынков:
Аналитики сходятся во мнении, что лира, скорее всего, и дальше будет обесцениваться. Такого мнения придерживаются в Societe Generale SA, Commerzbank AG и Rabobank — все они считают, что курс национальной валюты Турции упадет примерно на 20%.
Феникс Кален, директор SocGen по стратегии развивающихся рынков, предполагает, что лира продолжит падать в ближайшие месяцы, что в конечном итоге вынудит вмешаться в «агрессивные политические меры» после снижения на 20−40%. По ее мнению, к концу второго квартала лира упадет примерно на 18% до 9,7 за доллар.
Согласно отчету Goldman Sachs Group Inc., во время последнего падения лиры в 2020 году Турция потратила более $100 млрд иностранных резервов на поддержку валюты.
Исходя их этого Пер Хаммарлунд, главный стратег по развивающимся рынкам SEB AB, наблюдает за рынком свопов и разницей между иностранными активами и обязательствами ЦБ. Он считает, что лира упадет до 8,50 в течение месяца, а затем начнет обесцениваться с той же скоростью, что и инфляция.
Мнения и прогнозы сильно различаются, но одно вполне ясно — Эрдоган ожидал от 2021 года экономического роста и укрепления лиры, но его недавние действия поставили под угрозу и то, и другое.