В Узбекистан впервые начали меньше ввозить бензиновых автомобилей и больше — электромобилей. С начала года в страну ввезли автомобили на $17,5 млн. Это на 80% меньше по сравнению с тем же отрезком прошлого года.

При этом, резко выросла доля электромобилей в общем объеме импорта — $1,5 млн или 8,6% за счет ввоза 85 единиц. В 2020 году в эти же месяцы, к примеру, завезли всего 7 электромобилей.

Инфраструктуры пока нет, но это не преграда

Государство пока не принимает участие в создании инфраструктуры для электромобилей. Те немногие зарядные станции, что уже есть в Ташкенте и Фергане, установили частные компании. Сеть супермаркетов Makro и вовсе начала создание целой сети.

Несмотря на это, электромобили привлекательнее, в том числе за счет цены. Так как на их импорт недавно ввели льготы (с 2019 года не надо платить ни таможенную пошлину, ни акцизный налог), то за них не приходится переплачивать.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Для сравнения, на ввоз бензиновых автомобилей необходимо оплатить сложную ставку пошлины — в сумме получается 100% стоимости и больше.

Цена — далеко не единственная причина перехода на электромобили. Так, к примеру, один из богатейших людей мира Билл Гейтс купил электромобиль для того, чтобы сократить свой углеродный след (электричество — чистый конечный продукт, поэтому в месте эксплуатации электромобиля транспортные выбросы парниковых газов отсутствуют).

Несколько предпринимателей Узбекистана также пересели на электромобили и рассказали о своем опыте.

Кто и почему уже выбрал электромобиль

Роман Сайфулин

управляющий сети супермаркетов Makro.

Я свой электромобиль Mercedes-Benz EQC купил в Ташкенте. Завезли напрямую из Германии.

Заряжаю машину в своем гараже — дополнительно установил домашнее зарядное устройство переменного тока на 32 ампера. Ресурс полной батареи хватает на 360 км. при моей среднедневной эксплуатации в 100 км.

Батарею заряжаю каждый день в течение 1−1,5 часа (до полной зарядки). Получается, что в среднем в день я трачу на дорогу 15−20 тыс. сумов.

За 11 месяцев эксплуатации мне ни разу не приходилось обращаться в сервис. Единственное, что делал — доливал охлаждающую жидкость. Ресурс батареи 8 лет или 1 млн. км. Если ездить в год 20−25 тыс. км. и сопоставить разницу цены электроэнергии и бензина (а также масла и прочие фильтры), то новую батарею можно окупить за 3 года.

В целом, я в восторге от электромобиля. Правда вначале было немного страшно, но это от незнания и отсутствия опыта — ко всему новому человек изначально относится настороженно.

Если говорить про эксплуатацию электромобиля в Узбекистане, то могу сказать, что это пока исключительно городской автомобиль — при езде на длительные расстояния полной зарядки не хватит, а быстро подзарядиться по пути не представляется возможным, так как при мобильной зарядке по сравнению с простой розеткой этот процесс займет 24 часа при условии стабильного напряжения сети.

Зафар Хашимов

основатель и руководитель семейства компаний Anglesey Food (korzinka.uz, Red Tag, FLO и другие).

Купил свой Tesla в Ташкенте. Заряжаю его дома с помощью установленного устройства зарядки, а также иногда могу сделать это просто от розетки 220 Вольт.

Для обслуживания нашел частного мастера, но пока никакой крупной обслуги не потребовалось. Даже тормозные колодки практически не изнашиваются, потому что у Tesla есть режим рекуперативного торможения: вы тормозите не колодкой, а когда убираете ногу с газа; автомобиль останавливается, превращая энергию торможения в электричество и дозаряжая аккумулятор.

Впечатления очень хорошие. Сейчас смотрю на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, как на нечто отжившее свой век.


Фото: Facebook Зафара Хашимова

Акмаль Пайзиев

основатель Newmax Technologies (MyTaxi, Express 24, Workly, MaxTrack и другие).

В 2020 году купил свой электромобиль Tesla Model 3 в Ташкенте — они завезли ее из США. Автомобиль заряжаю дома через установленную зарядную станцию или в офисе через розетку.

Если говорить об обслуживании, то пока не сталкивался с этим. Думаю, проблем с этим не будет — в Ташкенте уже есть специализированные мастера.

Я очень рад, что купил электромобиль, особенно впечатляет то, что не надо нагревать двигатель, и машина быстро реагирует на нажатие газа.

Узбекистан, как и ряд других развивающихся стран, разрабатывает программы внедрения электротранспорта, поэтому, думаю, количество электромобилей будет только расти.

Нет дилера, но есть продажи: как меняются цены и спрос на Tesla в Узбекистане

Ранее Spot совместно с двумя сервисами объявлений выяснил, как в Узбекистане менялся спрос на машины лидера глобального рынка электромобилей. Так, к примеру, по данным онлайн-сервиса объявлений по продаже авто Avtoelon.uz, в 2019 году через площадку продавались 15 электромобилей Tesla. За 8 месяцев 2020 года количество объявлений достигло 23, из них 21 объявление было размещено пользователями из Ташкента и по одному из Самарканда и Ферганы.

Пользователи, разместившие на Avtoelon.uz объявления о продаже Tesla в этом году, чаще всего продавали Model 3. Средняя стоимость этой модели составила 680 млн сумов.

Также 30% объявлений были о продаже Model S со средней стоимостью в 740 млн сумов. Меньше всего (13%) было размещено объявлений о продаже Model X. В среднем продавцы предлагали купить авто этой модели за 930 млн сумов.


Фото: orientmotors.uz

Первые объявления о продаже электромобилей Tesla на OLX.uz появились в июле 2019 года. Тогда средняя стоимость автомобиля составляла 932 млн сумов.

К концу года количество выставленных на продажу электромобилей выросло в пять раз — до 10. Средняя стоимость при этом упала до 518 млн сумов и сохраняется в диапазоне до 600 млн по сей день.

За весь 2019 год через площадку было реализован всего один электромобиль американского производителя.

В первой половине 2020 года на OLX.uz в месяц было порядка 10−18 активных объявлений о продаже Tesla. Средняя цена продажи варьировалась в пределах 528 — 605 млн сумов. Начиная с июня количество продаж резко выросло до 25 авто в месяц, в августе составило 29.

Элетромобили Tesla используются в Узбекистане не только в личных целях, но и в качестве корпоративного автомобиля.

Одной из компаний, использующей электрокар американского производителя, является пекарня Breadly.

Как сообщили Spot представители заведения, электрокар Tesla Model S был приобретен в 2019 году. Ранее в компании сообщали, что купили автомобиль на деньги от продаж франшиз. В период жестких карантинных ограничений электромобиль использовался для доставки заказов клиентам.

Фото: instagram.com/breadly_boulangerie

«Бум будет, хоть и не скоро»: кто сейчас продает и покупает китайские электромобили в Узбекистане

Ранее дилер китайского автопроизводителя Nio в Узбекистане Александр Абдуллаев рассказал Spot, как идут продажи электромобилей, о скепсисе покупателей и судьбе бензиновых авто.

По его словам, пока отсутствует соответствующая инфраструктура, владельцы электрокаров сталкиваются с определенными сложностями. Например, сейчас машина практически не приспособлена для поездок в другие города. Батареи модели Nio ES8 хватает на 355 км, чего будет недостаточно, чтобы доехать из Ташкента, например, до Бухары.

Он отмечал, что среди стран СНГ Украина лидирует по уровню законодательства, по количеству зарядных станций и электромобилей. Там больше 20 тыс. машин и почти столько же зарядных станций.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

70% украинского рынка электромобилей занимают бюджетные варианты, типа Nissan Leaf. Я считаю, что Узбекистан ждет аналогичная ситуация, только вместо японских авто будут китайские.

«Думаю, достичь такого уровня, как Украина, сможем лет через пять. В ближайший год на рынке бума, уверен, не будет. Активные продажи электромобилей начнутся года через три», — говорил Александр Абдуллаев.