PwC Казахстан представил результаты традиционного опроса руководителей крупнейших компаний Казахстана, проводимого в рамках глобального проекта PwC CEO Survey.

В опросе принял участие 71 руководитель. 42% назвали Узбекистан наиболее важной страной для развития бизнеса.


Раимбек Баталов

Raimbek Group.

В отношении Узбекистана мы сильных иллюзий не питаем, но все равно там присутствуем, в частности в сегменте молочной продукции. Там есть разные проблемы, в первую очередь это связано с государственным регулированием.

Например, нас обязывают печатать этикетки на узбекском языке, хотя мы сделали дополнительные стикеры. Это создает определенные трудности, но это 30-миллионные соседи, и какие бы там руководители ни были, мы на узбекском рынке присутствуем.


Нурсултан Жумабек

hoffmann aluminium.

В Узбекистане сейчас происходит развитие и открытие собственного рынка. Население на такой маленькой территории в 2 раза больше, чем в Казахстане.

Мне кажется, что трудовая культура людей там выше, чем у нас. Этот рынок показывает хороший рост и большой спрос на нашу продукцию.


Кайрат Мажибаев

RG Brands.

Бизнес-модель RG Brands пока не очень адаптирована к динамике развития рынка Узбекистана.

Мы в своей стратегии прежде всего и по большей части ориентируемся на нужды и качество жизни потребителей, на ситуацию на розничном рынке и уже потом — на решения по государственному регулированию и особенности инвестиционного климата.

Мы присутствуем в Узбекистане с 1997 года и считаем, что для реализации стратегий устойчивого прибыльного роста здесь еще предстоит пройти длинную дорогу.

У нас нет завышенных краткосрочных ожиданий в отношении этого рынка.

Это большой рынок, с населением свыше 30 млн человек, с хорошо развитой железнодорожной, розничной инфраструктурой, достаточно неплохо там обстоит дело и с человеческим капиталом. В среднесрочной перспективе Узбекистан выглядит очень перспективно.

Мы продвигаемся на рынке Узбекистана шаг за шагом, понимаем, что стране предстоит преодолеть много вызовов, связанных с организацией и поддержанием валютного рынка, с либерализацией инвестиционного климата, определением ключевых ожиданий внешних инвесторов, поэтому применительно к развитию бизнеса в Узбекистане мы говорим о горизонте в 5−10 лет.


Умут Шаяхметова

Народный Банк Казахстана.

У нас в целом есть полноценные дочерние организации в странах Центральной Азии, Грузии, России. Если рассматривать наши регионы присутствия, то основной фокус — это Узбекистан.


Михаил Базанов

Марс Казахстан.

На рынке Узбекистана мы были представлены раньше, чем в Казахстане. Сейчас Узбекистан открывается для экономических инвестиций, поэтому нам наряду с другими компаниями очень интересно там работать. У нас в Узбекистане есть надежный и хороший партнер, который помогает осуществлять дистрибьюцию наших продуктов.


Михаил Ломтадзе

Kaspi.kz

Нам потенциально интересны Узбекистан и Украина, и в этом году мы активно изучаем оба эти рынка.


Ерик Шортанбаев

Skymax Technologies.

Мы все наблюдаем за Узбекистаном, за его потенциалом и вероятным динамичным развитием. Многие компании открыли представительства, филиалы или компании в Узбекистане, но мы, к сожалению, пока значительных результатов для компании не получили.


Валихан Тен

World Class Almaty.

В Узбекистане мы сотрудничаем с несколькими спортивными федерациями и хотели бы поработать и в сфере фитнеса.


Ерем Арутюнян

Mechta.kz.

Узбекистан для нас — это потенциально значимый рынок, но мы еще присматриваемся и понимаем что там непросто.

Это, безусловно, большая и перспективная экономика, но пока там большие таможенные пошлины. Мы не международная компания и оцениваем трудности на рынках.

Я думаю, что правительство будет способствовать возрождению национальных узбекских компаний. Так как там большой рынок, есть вероятность, что со временем, наоборот, произойдет экспансия узбекских предпринимателей в Казахстан.


Аскар Байтасов

ABR

Выход на эти рынки (Узбекистан, Азербайджан) мы планируем с франшизами и уже ведем переговоры.


Николай Бабешкин

Kolesa Group.

В настоящее время мы там (в Узбекистане) лидируем в категории авто, начинаем думать про монетизацию, на 2020 год выполнили все KPI по количеству продавцов и планируем, что наш бизнес в этой стране станет прибыльным.


Михаил Борисов

Fluidra Kazakhstan.

Узбекистан показывает стабильный рост и часто превосходит Казахстан. При том, что уровень покупательской способности там ниже, люди стараются покупать более дорогие и качественные вещи. У нас наоборот, уровень покупательский выше, но люди пытаются максимально экономить.


Максим Мельник

Satu.kz.

Мы исследовали рынок Узбекистана, но отказались от идеи развивать там проект из-за низкого проникновения интернета, невысокого процента урбанизации, а также языкового барьера среди молодого населения. А именно эта группа населения — самая активная аудитория в интернет-продажах и покупках.


Дмитрий Провкин

Arena S (Sulpak).

Мы рассматривали возможность выйти на рынок Узбекистана, но трансформация там происходит медленно, и пока ситуация непонятна.


Алибек Есов

Wolt.

Бишкек и Ташкент — крупные города, у которых потенциал выше, чем у городов Казахстана, за исключением Алматы и Нур-Султана. Но выход на рынки Кыргызстана и Узбекистана связан с рядом аспектов юридического характера, поэтому мы предварительно будем изучать рынки и исходя из полученной информации решать, запустить ли нам два города в Казахстане или один в Центральной Азии.


Алмас Кудайберген

Centrasia Group.

Узбекистан в последние годы проводит активные реформы в экономике, открывается для иностранных инвестиций.

В 2019 году в составе делегации казахстанских инвесторов наряду с европейскими фондами был в роуд-шоу в Узбекистане, встречались с местными бизнесменами, руководителями государственных органов, которые агрессивно работают над привлечением инвестиций и технологий в страну.

Видно, что сейчас реализуется очень много новых проектов в горнорудной отрасли Узбекистана, с привлечением российских, корейских, китайских mining-компаний. В этой стране у нас есть определенные портфельные инвестиции, которые могут быть увеличены в последующие годы.