Заместитель министра финансов Дильшод Султанов выразил свое отношение к предложениям ввести дифференцированные ставки налога на добавленную стоимость (НДС).

Он отметил, что авторы таких предложений не учитывают, что НДС — это налог, который платит конечный потребитель. Поэтому политики, которые во многих странах выступают за сниженные ставки НДС, обосновывают это интересами потребителей, а не производителей и торговли.

«Первое, о чем мы здесь должны подумать, — выиграет ли от этого конечный потребитель? Второе — перекроют ли эти выгоды дополнительные издержки в налоговом администрировании?», — задается вопросом Дильшод Султанов.

По его словам, международный опыт показывает, что снижение ставки НДС, как правило, не делает услуги и товары адекватно дешевле.

«Например, в Узбекистане полтора года назад снизили ставку налога с 20% до 15%. Кто-нибудь из потребителей почувствовал реальное уменьшение цен на 5%?», — задался вопросом замминистра.

Дильшод Султанов отметил, что по абсолютному большинству товаров и услуг цены не снизились. Более того — не подешевели и импортные товары, по которым с января 2021 года отменили акцизы.

«Это говорит или об отсутствии конкуренции, или о том, что потребитель готов платить эту цену, и розница не собирается ее снижать», — пояснил замминистра.

Он предположил, что туристские услуги, к примеру, освободят от НДС — вряд ли это приведет к снижению цен на 15%.

«Во-первых, мы не сможем дать такие же льготы всем контрагентам туристческих компаний (автоперевозчикам, общепиту, поставщикам электроэнергии, газа и другим), и себестоимость услуг повысится. Во-вторых, есть рыночные цены на гостиничные номера — от 250 тыс. сумов до нескольких млн сумом — никто их понижать не будет», — отметил замминистра.

По его словам, есть эффективная альтернатива снижению ставки НДС — поддержка отрасли через адресные субсидии. Поэтому государство выплачивает инвесторам субсидии на строительство и оснащение новых гостиниц. Это значительно эффективнее, чем освобождение или введение пониженных ставок НДС, которые ничего не дают потребителю.


Кроме того, у бизнеса с введением льготных режимов появятся сложности с налоговым администрированием и введением раздельного учета. Когда есть льготная ставка НДС, велика вероятность налоговых споров.

«Например, завтрак, который включен в стоимость гостиничных услуг, — это услуги общепита или проживания? При единой ставке проблем нет — все облагается 15% НДС. А если мы установим пониженные ставки на гостиничные услуги, по какой ставке будем облагать стоимость завтраков — 5% или 15%?», — задался вопросом замминистра.

Такие же споры, отметил Дильшод Султанов, будут по всем другим услугам, которые оказывает гостиница, — прачечным, фитнесу, перевозке туристов и так далее.

Постоянные судебные разбирательства — обычное явление для стран, где есть дифференцированные ставки НДС, продолжил он. Так, большинство судебных процессов Европейского суда по НДС связаны со спорами, по какой ставке облагать тот или иной товар или услугу. То же самое происходит в России, Турции, Австралии и других странах.

«Например, печатная продукция в отдельных странах облагается пониженной ставкой НДС. А если к печатной продукции идет электронная версия на флешке и ее стоимость выше, чем стоимость печатного издания, какую ставку применять? Введение раздельного учета с такими оборотами всегда вызывает сложности и судебные споры», — пояснил замминистра.

При этом, как показала практика, есть иной способ помочь бизнесу — увеличивать сроки уплаты налога в бюджет. НДС, который бизнес берет с покупателя, — это деньги бюджета. Уплачивая налог до 20 числа следующего месяца, человек фактически пользуется беспроцентным кредитом со дня получения денег от покупателя до даты перечисления НДС в бюджет.

«А если увеличить этот срок, обязав платить налог раз в квартал? Срок пользования беспроцентным кредитом увеличится в 2−3 раза. Именно это и сделали в Узбекистане в прошлом году», — напомнил замминистра.

По его словам, это увеличило оборотные средства предприятий, сократив их потребность в кредитных ресурсах и сэкономив десятки млрд сум. на уплату банковских кредитов.

Как в других странах

В некоторых странах Европейского Союза, СНГ, Великобритании, Австралии и других сниженные ставки НДС используются только по социально важным товарам и услугам.

«Давайте зададим простой вопрос — для чего это делается и каков результат? Пониженные ставки НДС вводятся, как это чаще всего декларируется, в интересах потребителей с низкими доходами, т. е. в социальных целях. Чтобы это сработало, снижение налоговой ставки должно быть передано потребителям в форме снижения цен. Теоретически, это действительно должно быть так, если рынок является полностью конкурентным. Однако, даже в странах с развитой рыночной экономикой, рынки товаров и услуг не являются полностью конкурентными, и на практике сниженные ставки НДС не приводят к адекватному уменьшению цен», — пояснил Дильшод Султанов.

По его словам, это показало, в частности, одно из первых и наиболее значительных исследований — «трудоемкий сервисный эксперимент». В 2003 году отчет Европейской комиссии подтвердил, что влияние новых сниженных ставок на цены трудоемких услуг было минимальным: сниженные ставки НДС или вообще не сказывались на ценах, или сказывались лишь частично — и то, на небольшой срок, после которого они опять начинали расти.


Вывод, который был подтвержден и другими исследованиями, однозначен: потребители, как правило, не получают выгоды от снижения ставок НДС. В выигрыше в основном оказывались розничные продавцы, которые не желали снижать цены, которые согласны были платить потребители.

«Однако, учитывая неоднородность реакции на снижение НДС, предположим, что в некоторых случаях сниженные ставки действительно будут уменьшать цены. Предположим, отменим мы НДС на гостиничные услуги, и они снизятся, скажем, на 10%. Достигнем ли мы тем самым цели помочь именно потребителям с низкими доходами? Ответ, который дают экономисты, однозначный — нет, не достигнем», — сказал замминистра.

При снижении ставок НДС выгоду в первую очередь получат семьи с высокими доходами, которые потребляют больше, чем семьи с низкими доходами. То есть люди, проживающие в номерах с миллионой стоимостью получат выгоду больше, чем те, кто проживает в номерах со стоимостью 250 тыс. сумов. И это несопоставимо с лицами, которые вообще не могут себе позволить путешествовать и пользоваться услугами гостиниц.


Таким образом, на практике снижение ставок НДС в той степени, в которой они приводят к более низким ценам, фактически субсидирует потребление семей с более высокими уровнями доходов.

Практика оказания прямой материальной помощи малообеспеченным семьям является более эффективной и адресной. Состоятельные граждане через налоги, в том числе НДС, вносят значительно больший вклад в формирование доходов госбюджета, которые перераспределяются в том числе в пользу нуждающихся семей.

«В целом, использование дифференцированных ставок НДС для поддержки потребителей неэффективно. Экономия на налогах редко передается покупателям, она, как правило, остается у розничных торговцев», — считает замминистра.

Даже в тех случаях, когда выгоды передаются потребителям, сниженные ставки приносят большую пользу самым богатым домохозяйствам. Семьи с низкими доходами выигрывают в 10−15 раз меньше, теряя потенциально в общественных услугах и социальных выплатах из-за потерь бюджета.

Таким образом, несмотря на практику налогообложения во многих странах, НДС с единой ставкой представляется более эффективным, чем с несколькими льготными ставками. С одной стороны, администрирование единой ставки обходится значительно дешевле и налоговым органам, и налогоплательщикам.

С другой стороны, все виды бизнеса находятся в равных конкурентных условиях и одинаково участвуют в пополнении бюджета, доходы которого позволяют оказывать существенную поддержку и приоритетным видам деятельности, и социально нуждающимся.