Мария Бассина

специалист по интеллектуальному праву в адвокатской фирме ESTE.

Товарный знак является неотъемлемой частью бренда. Это нематериальный актив, который наращивает свою ценность по мере раскрытия потенциала компании.

Однако есть люди и даже компании, которые занимаются регистрацией уже используемых товарных знаков, чтобы потом предъявлять претензии к предпринимателям и «вытягивать» у них деньги.

Лучшее, что можно предпринять, чтобы избежать множества правовых проблем с товарным знаком, это позаботиться о его регистрации. Вот некоторые ошибки, которых лучше не допускать.

Ошибка 1. Игнорирование регистрации

Довольно часто компании, особенно стартапы, концентрируют все силы на своем развитии, упуская из виду необходимость регистрации товарного знака. Это лишает средств правовой охраны и создает риск столкнуться с множеством проблем, например, в лице «брендрейдеров» и «патентных троллей».

«Брендрейдеры» — недобросовестные лица, которые регистрируют идентичный или минимально измененный товарный знак, чтобы продать права на него за огромные суммы его же фактическому владельцу.

Представьте, что вы придумали имя своему бренду, вложили деньги в разработку его концепции, дизайн и рекламу. Потребители стали обращать на вас внимание, появился спрос. Вы решили, что теперь самое время зарегистрировать товарный знак, но вам отказывают потому, что такой знак кто-то успел зарегистрировать.

Решение: необходимо попытаться выкупить права на товарный знак либо аннулировать регистрацию спорного знака. Однако без профессиональной юридической помощи вряд ли удастся.

Ошибка 2. Попытка регистрации без анализа других товарных знаков

Важно подходить к развитию своего бренда осознанно. Прежде чем начать использовать какие-либо обозначения для индивидуализации своих товаров или услуг, надо изучить, нет ли таких же товарных знаков.

Представьте, что вы выбрали подходящее название для вашего продукта, подобрали упаковку, организовали производство и с успехом продаете товар потребителю. Но вы рискуете столкнуться с тем, что средства маркировки вашего товара нарушают права третьих лиц, потому что сходны с ними до степени смешения. Что это значит?

Сходство до степени смешения — это оценочная категория, характеризующая степень сходства одного товарного знака с другим. Использование сходных до степени смешения обозначений запрещено законом. Уважающие себя компании внимательно следят за тем, чтобы товарные знаки конкурентов обходили их бренды стороной.

В Узбекистане хватает примеров. К примеру, история с Colgate и Galax y. Шрифт, наклон, цвет названия пасты Galaxy, а также фон, на котором изображено название практически полностью повторяло Colgate.

Решение: нужно проводить мониторинг товарных знаков. Вы можете провести такой поиск самостоятельно, используя открытый реестр товарных знаков, или прибегнуть к услугам специализированных фирм. В крайнем случае имеется возможность обратиться в Агентство по интеллектуальной собственности (АИС).

Ошибка 3. Провал экспертизы

Часто встречаются ошибки, связанные с подачей заявки на регистрацию товарного знака и прохождением процедуры экспертизы. Прежде чем знак будет зарегистрирован, заявка проходит в АИС две экспертизы — формальную и по существу.

Формальная экспертиза проверяет соответствие требованиям к оформлению заявки.

Например, в заявке должно содержаться указание на перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков. Заявители часто указывают неточные или неполные сведения.

В результате на практике может произойти так, что вы будете иметь эксклюзивное право использовать ваш товарный знак не на весь ассортимент продукции. А ваш конкурент вполне может зарегистрировать подобный знак для класса товаров, которые вы забыли указать в заявке.

Решение: следует внимательно ознакомиться с требованиями и составлять заявку с учетом ваших долгосрочных планов, в том числе с учетом будущего расширения линейки продукции.

На этапе экспертизы по существу заявители часто получают обращение от экспертов АИС (запрос) с мотивированным отказом. Например, могут указать, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с существующим товарным знаком.

В этом случае дается возможность направить ответ, обосновав правомерность вашей заявки. Если удастся убедить экспертов, что товарный знак не нарушает чужие права, то эксперты продолжат регистрацию.

Однако многие заявители откладывают решение проблемы и упускают возможность дать возражение, либо формулируют неубедительные ответы.

Решение: желательно возложить задачу людям, в чьи профессиональные обязанности это входит. При этом иностранные граждане и компании обязаны вести дела по регистрации своих товарных знаков в Узбекистане только через профессиональных патентных поверенных.

Как защитить права на уже зарегистрированные товарные знаки

  1. В случае, если вы обнаружили, что посторонние лица используют зарегистрированный вами товарный знак, вы можете обратиться в Антимонопольный комитет с заявлением о нарушении исключительных прав.
  2. Если вам стало известно, что лицо зарегистрировало товарный знак, сходный до степени смешения с вашим товарным знаком, вы можете обратиться в Апелляционный совет АИС.
  3. Если указанные органы отказались удовлетворить ваши требования, то у вас имеется возможность обратиться в суд, обжаловав принятое решение и потребовав признать свидетельство недействительным.

Небольшой лайфхак для тех, кто хочет бороться с недобросовестными конкурентами: проводите регулярный мониторинг открытого реестра товарных знаков на предмет новых регистраций. Инструменты реестра позволяют просматривать поданные заявки, находящиеся на стадии экспертизы.

Товарные знаки — это не просто картинки или надписи на этикетках, это охраняемый законодательством объект прав. Игнорирование и несоблюдение законодательства о товарных знаках может нарушить права третьих лиц и привести к нежелательным последствиям в виде крупных штрафных санкций.

Итого:

  1. Защита товарного знака начинается еще до момента его регистрации.
  2. Используя незарегистрированные обозначения для товаров и услуг, можно нарушить права владельцев других товарных знаков с последующей выплатой штрафных санкций.
  3. Прежде чем подать заявку на регистрацию товарного знака, необходимо ознакомиться с уже зарегистрированными на территории Узбекистана товарными знаками.
  4. При регистрации товарного знака нужно указывать правильные классы товаров или услуг.
  5. Нельзя бросать регистрацию на самотек и пропускать сроки. Не надо бояться запросов от экспертов.

Ранее Мария Бассина объясняла, как защитить или вернуть домен.