Блогер Кирилл Альтман в рамках проекта Alter Ego поговорил с основателем Murad Buildings Мурадхоном Назаровым. Spot приводит лишь некоторые моменты из интервью. Еще больше интересного — в самом ролике.
О роскоши
Три года назад предприниматель продал много недвижимости и оказался с большим количеством наличных на руках. Тогда он немного поддался роскоши — дорогие часы, дорогая одежда, дорогие поездки. Однако сейчас основатель Murad Buildings жалеет о тех тратах, потому что считает, что деньгами можно было бы распорядиться иначе. Он также сказал, что ему стыдно и время, когда у него на руках было много денег, было самим плохим для него за последние 10 лет.
О просьбах
Мурадхон подтвердил, что его очень часто о чем-нибудь просят (иногда даже подарить квартиру) и считает, что это нормально. Что по его мнению ненормально, так это когда другие предприниматели скидывают ему информацию и говорят помочь кому-то. Назаров сказал, что они сейчас как могут помогают, но делают это адресно, а также выразил сожаление, что всем не поможешь.
О репутации застройщиков
Предприниматель согласился, что репутация отдельных застройщиков негативно сказывается на всех остальных, и сообщил, что создание Ассоциации застройщиков направлено на решение этой проблемы.
О коммуникациях в городе
Мурадхон Назаров также признал проблему с тем, что новые дома зачастую строятся без создания новых коммуникаций и инфраструктуры, но заметил, что проблема постепенно решается. Так, к примеру, уже начинают строиться города-спутники с новыми коммуникациями, появится возможность подключиться к частному электроснабжению.
О ценах на землю в Ташкенте
Основатель Murad Buildings сообщил, что земля в столице сильно подорожала за последние годы. К примеру, в центре Ташкента четыре года назад земля стоила $20−25 тыс. за сотку, сейчас она стоит от $100 тыс. Землю под Cambridge Residence мы покупали по $3 тыс. за сотку. Сейчас цены в том районе уже $30−40 тыс. Когда земля дорогая, то и недвижимость на ней становится дороже, ее просто нереально становится продать.
О рентабельности девелоперства
По его словам, 10% считается хорошим результатом и не только в Узбекистане. Даже в том случае, если компания не платит никаких налогов и все делает за наличные, у нее останется 30% чистой прибыли, но это не долгосрочно и в маленьких масштабах. Так что информация о наценке в 5−6 раз — миф.
О коррупции
Мурадхон Назаров согласился, что надзор в строительстве сейчас очень слабый и даже привел примеры, когда компания обращала внимание на проекты с нарушениями, но никто не приезжал. Он допустил, что здесь замешан личный интерес отдельных сотрудников регулирующих органов.
Об ответственности владельцев квартир
Говоря о рисках слабого надзора за строительством, предприниматель заметил, что и владельцы квартир должны помнить об ответственности — не сносить и не срезать несущие ригели и колонны. Мурадхон рассказал, что сам был свидетелем таких опасных для конструкции всего дома переделок. Он положительно оценил запрет на сдачу домов-коробок.
О точечной и квартальной застройках
Основатель Murad Buildings сообщил, что хоким Ташкента Джахонгир Артыкходжаев категорически против точечной застройкой и старается пресекать такие случаи. Однако, к сожалению, не всегда это получается, возможно, из-за коррупции на локальных уровнях. Он отметил, что квартальная застройка уже приходит на смену точечную.
О деньгах
По словам Мурадхона, он не интересуется тем, сколько у него денег, поэтому не знает, сколько точно составляет его состояние. Однако если все-таки назвать какую-то сумму, то это «около, в районе до $50 млн», с учетом долей в компаниях, недвижимости и других активов.
О наследии
Предприниматель сказал, что, как и многие богатые люди, он уже не работает не столько ради денег («у меня уже все есть»), сколько ради наследия — чтобы перед уходом из жизни оставить после себя людей, которым помог изменить жизнь к лучшему.
Об эмиграции
Мурадхон назвал эмиграцию нормальным явлением, потому что у всех своих мечты и планы. Своим детям он говорит жить там, где им будет лучше, однако сам он чувствует себя комфортно и счастливо в Узбекистане.
Это лишь небольшая часть беседы. Полный ролик можно посмотреть YouTube:
И на Mover (в Tas-IX):