Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.
С чего начать
Путь к идее паназиатского общепита был нестандартный. Несколько лет назад я работал программистом в Сеуле, где вся жизнь кипит.
В обед коллеги возили меня по разным местам, стараясь удивить новыми блюдами, они знали, что я из далекой и экзотической для них страны — Узбекистана. Мы часто заказывали японскую и вьетнамскую кухню, за это время я попробовал много разных блюд и в голове составил свой список любимой еды.
В одном корейском журнале я прочитал, что объем общепита в Южной Корее один из самых высоких: на 100 человек приходится одна точка питания. Там домашняя готовка — это что-то типа семейного ритуала по праздникам, а в будни дома никто не готовит.
В какой-то момент я захотел вернуться обратно. Тогда я подумал открыть в Ташкенте паназиатскую кухню, поскольку уже имел какое-то представление об этой еде. В это время мой друг Влад тоже думал над открытием своего дела, и я ему предложил свою идею.
Скажу честно, с самого начала знал, что строго по плану у меня не получится работать, так как Узбекистан — это непредсказуемый рынок, и некоторые правила у нас не работают. Поэтому я просто определил важные точки, которые нужно учитывать, последовательность открытия и продвижения бизнеса.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Локация
Решив запустить бизнес, мы задумались, где найти подходящее место. Многие рестораторы говорят, что локация ресторана — это главное. Я не считаю, что успех общепита целиком зависит от его расположения, но это играет ключевую роль.
Я начал искать помещение среди знакомых и на OLX и нашел место в примерно 150 квадратов на Новомосковской. Сейчас этот район развивается активнее, чем два года назад. В то время там были разве что Black Bear и всякие салоны красоты, но что-то мне подсказало, что эта улица очень близко находится к центру и у нее неплохие перспективы.
Стартовые ресурсы
Для запуска понадобилось порядка $30 тыс. Примерный список стартовых затрат включает следующее:
Объект | Сумма (в долларах) |
Аренда | 1500 в месяц |
Ремонт помещения | 10000 |
Индукционные плиты (3 шт) | 1200 |
Холодильники и морозильники (5 шт) | 2500 |
Мебель | 5000 |
Посуда | 1700 |
Продукты | от 1000 |
Мы смогли сэкономить на ремонте, так как сами в нем участвовали. Оборудование тоже обошлось недорого — в азиатской кухне нет множества горячих блюд, основной упор идет на суши-бар и супы.
По сути, для суши вообще не нужна специальная техника, разве что правильные холодильники, а для горячего мы используем три индукционные плиты, их мы привезли с Алматы по совету знакомых.
Мы открылись как раз к началу сезона кукси (в апреле 2019 года). В то время у нас еще была плита накаливания, которая очень долго нагревала воду. В итоге у нас появились недовольные отзывы, что мы очень долго готовим. Я не стал ждать, когда это перерастет в волну оттока клиентов, и сразу купил индукционную плиту.
Теперь время отдачи блюда сократилось с 30−40 до 15 минут. Возможно, благодаря этому сезону кукси нас стали узнавать, тем более мы готовим домашний вариант блюда, за которым люди обычно едут на Куйлюк.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Плюсы и минусы корейского подхода
Поначалу дело шло не очень хорошо, как и у всех начинающих предпринимателей. Возможно, проблема была в том, я применил корейский подход к ведению бизнеса. К примеру, в Корее хозяин проекта пытается максимально взять на себя функции, которые сможет выполнить.
Я углубился в сеульский общепит и узнал, что почти во всех заведениях, даже в крутых ресторанах, сам директор заведения помогает персоналу — принимает заказы, готовит на кухне, отвозит доставку на мопеде.
У этого подхода я увидел несколько плюсов — во-первых, я буду всегда в курсе всего происходящего, а во-вторых, это экономия зарплат. В-третьих, когда люди видят, что хозяин сам вкладывает душу, у них появляется доверие. Я до сих пор это практикую.
Например, в прошлом году в локдаун стикер получил только я, поэтому в течении двух месяцев в день накатывал по 200−300 км как курьер. Наши повара добирались до работы на велосипедах, и мне повезло, что они тоже стремились внести свой вклад в общее дело.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Продвижение
Даже небольшая медийность человека помогает его бизнесу. Я активный пользователь Instagram, все, с кем общаюсь, помогли мне с сарафанным радио. Еще до приезда в Ташкент, я пустил слух о запуске собственного дела, и это тоже сыграло роль в продвижении.
Мы особо не вкладывались в рекламу, но несмотря на это в мае 2019 года объем продаж кукси вырос до 50 порций в день. Затем началась ураза, а поскольку мы только открылись, нам было трудно держаться на плаву. В итоге мой напарник отказался от участия.
Я же понимал, что бизнес — штука непредсказуемая, и нельзя опускать руки.
Сейчас весь SMM ведем мы с женой, поэтому я в курсе всего происходящего. Сначала я сотрудничал с SMM-командой на аутсорсе, специалисты дублировали мне все комментарии и сообщения, и я им говорил, что отвечать. Получалась лишняя волокита, и я решил делать все сам. В итоге не прогадал, сэкономил и время, и деньги.
Мы не используем профессиональную съемку еды. Многие посты в Instagramсделаны на телефоне, и от них иногда бывает больше вовлеченности, чем от работ профессиональных фуд-фотографов. Не все такое практикуют, но это полезно для небольшого заведения вроде нашего.
Я также провел анализ и выяснил, что около 80% клиентов нашему кафе дает Instagram и только 20% — Facebook. Помимо этого настраиваю таргет. Здесь тоже не следую каким-то правилам, делаю чисто по своей логике.
Например, хотим продать определенные роллы, рассчитанные на пару. Логично, что это будет интересно молодой аудитории 25−35 лет в радиусе 3−4 км от заведения, потому что люди из более далеких локаций вряд ли приедут. Важно, чтобы клиент находился недалеко и подходил под психологию блюда.
Фото: Twice Spice
Окупаемость и прибыль
Выход на самоокупаемость занял примерно восемь-девять месяцев, хотя у всех ресторанов эта цифра разная. Что касается маржи, здесь есть сложности из-за таможенных ставок. К примеру, в ноябре я покупал копченого угря для роллов и суши по $25 за килограмм, а сейчас его можно купить уже за $40.
Обычный общепит может ставить наценку примерно 100% от стоимости блюда, а если мы так поступим, то через два месяца эта наценка превращается в 60% из-за удорожания продуктов. Получается, на позициях с угрем мы не зарабатываем ничего, а иногда даже уходим в минус.
В среднем по заведению маржа в районе 50−60%. Каждый месяц нам приходится выпускать новое меню и повышать цены на небольшой процент, чтобы не было резкого оттока клиентов. Поэтому тем, кто использует местный продукт, намного легче.
Оформление документов. Меня напугали байками, что не стоит оформлять фирму на себя, вплоть до советов работать вообще без регистрации. Я решил рискнуть и зарегистрировался в формате ООО, оказалось, что это не так все трудно. Понадобилось только:
- оформить фирму;
- получить печать;
- открыть в банке расчетный счет;
- получить в налоговой регистрацию и кассовый аппарат.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Сложнее было с бухгалтером. Обязательно ищите грамотного бухгалтера, потому что я чуть не попал под камеральный контроль из-за нестыковок в налоговых отчетах. Сначала отправкой отчетности занимались мои знакомые, за определенную плату они предоставляли стандартный набор бухучета для новичков. Это подходило для фирм, которые просто существуют, а с нами все было иначе.
Еще оказалось, что каждый год нужно было отправлять отчет на статистику. В итоге мне пригрозили большим штрафом, и я стал срочно искать бухгалтера. Поэтому лучше найти специалиста, чтобы ваша фирма была в безопасности — никаких штрафов, камеральных отделов и так далее.
Персонал. Мы набирали персонал в кафе за месяц до его открытия, чтобы сделать меню и провести дегустацию блюд. Многие рецепты привез из Южной Кореи, и их надо было проработать под местные продукты, ведь вкус будет по-любому отличаться.
Сначала нашел шеф-повара, вместе с ним мы уже набирали поваров, официантов, так как у него опыта намного больше. Он стал моим главным советником и до сих пор мы работаем вместе. Большая удача, что он изначально согласился работать с новичками.
В штате у нас девять человек, из них трое-четверо — текучка (курьеры, официанты). Если брать весь персонал, то в день на оплату их труда уходит около 600−650 тыс. сумов. Набирали сотрудников чаще всего по объявлениям в сети.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Сложности
В марте мы закрыли вторую точку на Шота Руставели, она просуществовала год и вышла на самоокупаемость. Мы ее запустили перед карантином, в локдаун пришлось ее заморозить, а как карантин ослабили — начали ее продвигать. Общая сумма вложений была в районе $10−11 тыс.
Филиал был небольшой, мы открыли его под доставку и для заказов навынос. Посетители же стали приходить в эту точку с целью посидеть, а там было всего три столика. Было приятно, что филиал развивается, но он постоянно вызывал какое-то беспокойство. Мы создавали его с конкретной целью, а развитие пошло совсем в другое русло.
Когда я закрыл эту точку, то понял, что принял правильное решение. На ошибках учатся, я сделал свой вывод. Теперь мы планируем открыть следующее заведение уже с посадочными местами.
Рынок и планы. Мне кажется, рынку паназиатской кухни в Узбекистане еще есть куда есть расти. У нас много хороших ресторанов, но уровень конкуренции в этой нише очень слабый. На каждого найдется свой покупатель, а почти во всех паназиатских заведениях, где я был, хорошо готовят.
Я не хочу повторять за конкурентами, поэтому специально не подписываюсь ни на кого из них в Instagram. Возможно, с точки зрения бизнеса это плохой подход, ведь надо следить за рынком.
В ближайших планах у нас довести до ума имеющуюся точку: на 50−60% увеличить объем кассы, освежить ремонт и поменять мебель. Хотелось бы еще найти хорошее место в центре города на 200−250 кв.м.
Spot благодарит Станислава Ни и его компанию за помощь в подготовке материала. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.