Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.
С чего начать
После предыдущей статьи о фудтраках многие спрашивали меня, как это всё работает.
Люди вдохновились и запустили «бизнес на колесах», но потом количество траков стало уменьшаться, так как в этом направлении пока нет нормативов. Это, в свою очередь, приводит к возникновению спорных моментов между предпринимателями и госслужащими.
Вроде бы есть какой-то перечень требований, но он не всем подходит. В этой суматохе страдают все, и многие сейчас не понимают, как двигать бизнес на фудтраках дальше.
С другой стороны, иногда сами бизнесмены пренебрегают правилами. Думаю, вся эта ситуация с исчезновением фургонов началась с нелегальной торговли.
Поэтому, в первую очередь, при запуске своего дела надо изучить законодательство, правила выездной торговли.
Стартовые ресурсы
Для оснащения небольшого кофейного трака нужно порядка $10−15 тыс:
Объект | Сумма (в сумах) |
Аренда земли | 200−500 тыс. за 1 кв. м. |
Однорожковая кофемашина | 15−30 млн |
Кофемолка | 8−10 млн |
Холодильник обычный/специальный | 2,5−4 млн / 9−10 млн |
Одноразовая посуда | от 3 млн |
Коммунальные платежи | от 200 тыс. |
Зарплата | 80−120 тыс. (в день) |
Дизайн или внешний вид фудтрака — одна из ключевых факторов успеха.
К сожалению, многие местные производители не работают над этим, поэтому в городе можно наблюдать безобразные коробки на колесах. Думаю, нам надо расти в плане дизайна и качества материалов.
Понятно, что это будет стоить дороже, а стартовая цена такого бизнеса будет выше. К примеру, базовая цена качественного фургона начинается от 55 млн сумов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Расходов всегда много: коммуналка, одноразовая посуда, какие-то технические вопросы, зарплата. Средняя зарплата работника составляет сегодня 80−120 тыс. сумов в день, но есть те, кто работает на проценты с продаж.
На коммунальные расходы понадобится до 300−400 тыс сумов, но они зависят от сезона. Зимой и летом обогрев или кондиционер потребляют много электричества. Дешево коммунальные платежи обходятся в межсезонье, когда ни то, ни другое не нужно.
Важный момент: нужно выбрать правильные зерна для кофе. В Ташкенте много вариантов зерен, сырых и обжаренных, а некоторые поставщики даже сдают в аренду кофемашину. Другое дело, что этот объем надо всегда удерживать — летом у нас из-за жары пьют очень мало.
Килограмм зерен в среднем стоит 140−350 тыс. сумов. Настоящих ценителей кофе в Ташкенте еще очень мало, по большей части люди просто пьют кофе и не заморачиваются. Я использую выше среднего по качеству и цене Lavazza, он стоит порядка 240 тыс. сумов.
Что касается других продуктов, то раньше закупал их сам, но недавно отдал это на аутсорс. Также есть фирмы, которые привозят продукты по перечислению. В любом случае надо правильно вести учет, для этого есть системы типа Poster, R-keeper, Jowi и так далее.
Продукты нужно всегда оптимизировать, следить за ростом цен. В зависимости от сезона цена тех же помидоров может вырасти на 400%, поэтому всегда нужен сопутствующий продукт, который будет создавать баланс.
В моем случае это кофе, он высокомаржинален, но есть проблема — сезонность.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Как оформить документы
Для торговли на фудтраке нужно открыть ЧП или ИП и договориться с налоговой и административным органом на необходимой территории.
Если получить письменные разрешения, как минимум, от хокимията/махаллинского комитета и налоговой, то этого достаточно для работы.
Однако, если администрация скажет убрать фургон, то придется подчиниться — таковы правила размещения на муниципальных территориях.
Еще одни вариант: я стал работать там, где у частного бизнеса есть кадастр. С ними очень просто — заключаешь договор, оплачиваешь стоимость аренды территории и все.
Как выбрать локацию
В первую очередь нужна территория с хорошей проходимостью. Второе — чтобы рядом были электричество нужной фазы, канализация и туалет.
«Бизнес на колесах» может быть рассчитан на пешее направление, автомобили или же нацелен на оба этих сегмента.
Желательно, чтобы вокруг точки были деревья — они не только создают красивый бэкграунд, но и спасают от жары в летнее время.
Локация подразумевает определенный сегмент людей: если вы делаете кофе, то не продадите его на овощном рынке. Кофеманы обитают в основном в офисах, супермаркетах, прогулочных зонах.
Еда — это больше про парки, зоны отдыха, офисные районы. Если ставить фудтрак на рынке, то лучше рассчитывать на продажу товаров: мяса, рыбы, меда или же совсем бюджетный общепит вроде пирожков.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Сколько можно заработать
В Ташкенте лучше не запускать фургоны с дорогой продукцией. У нас еще много стереотипов насчет кухни на колесах, а «дорого-богато» — это про рестораны.
Продукт должен быть доступным, но не слишком, в этом плане стоит поучиться у Evos: у них очень правильных подход с точки зрения формата фургона и ценового сегмента.
Фудтраки — это про продукт от 10 тыс. до 30 тыс. сумов. В Ташкенте уже сформировалась такая ценовая вилка.
По бизнес-плану 2019 года кофейный «бизнес на колесах» должен был окупиться за два года. Однако, в карантин пришлось пережить много проблем, поэтому не думаю, что сейчас срок окупаемости остался прежним. В первую очередь 2020 год сильно отразился на покупательской способности.
Прежде чем инвестировать в фудтраки с целью заработать. нужно подумать несколько раз. Если есть свободные деньги, то почему бы и нет, но не стоит из этого делать основной бизнес.
Неплохой вариант — фургон как дополнительная точка продаж, если у вас есть какое-то заведение типа бургерной. Кроме того, на одной точке миллиарды не заработаешь, поэтому надо открывать сразу минимум два-три, чтобы иметь неплохую прибыль.
Маржинальность бизнеса зависит от самого человека, но в бизнес-план стоит закладывать маржу хотя бы 30-40% на продукты и 200−300% на кофе и напитки. Если открывать больше двух точек, то можно чуть меньше.
Помимо кофе в фудтраке должны быть дополнительные продукты. Кто-то выбирает мясо, кто-то веганское направление, но, по моему опыту, со вторым пока все плохо. Из дополнительного набора летом хорошо идут напитки, мороженое.
Объемы продаж сильно зависят от локации, сезона, фестивалей, погоды. В разные месяцы оборот может составить и 15, и 60 млн сумов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Персонал
Работников для выездной торговли можно найти на площадках вроде Rabota, Olx и так далее. Многих интересуют высокооплачиваемые вакансии, а фудтраки — это больше про проценты плюс минимальный гарант.
Однако есть те, кто целенаправленно ищет работу в фургонах. К примеру, моим ребятам нравится работать в одиночестве, чтобы никто не мешал. Среди них есть девушка, любитель читать книги. На работе в многолюдном заведении ей мало кто даст взять в руки книгу, а в фургоне у нее полная свобода, она может читать книги и работать параллельно.
Эти вакансии больше для свободолюбивых людей, которые выполняют свою задачу и согласны на то, что зарплата будет немного ниже, чем в заведениях.
На одну точку, как правило, хватает одного или максимум двух сотрудников. Второй нужен, если в меню больше 30−40 наименований, или если вы ставите на большой объем и постоянные продажи. Соответственно, он должен быть больше, но это не про «Точку», она всегда была рассчитана на одного человека для минимального порога окупаемости в сутки.
Как продвигать
Социальные сети нужны, чтобы презентовать свой продукт, общаться с клиентами, получать фидбек.
Для продвижения в месяц понадобится около 3-4 млн сумов или это можно делать и бесплатно — самому. Сегодня есть много платформ для создания подобного контента.
Основные средства стоит инвестировать в Instagram, потому что Facebook это, конечно же, большая площадка, но некоторые компании уже перестали делать акцент на эту соцсеть.
Также стоит задействовать TikTok. Например, Ecopark выложил туда ролик про наши пончики, и это видео за две недели просмотрело около 30 тыс. человек. В итоге у нас резко появилось много клиентов десятилетнего возраста.
Что касается аудитории, то она зависит от локации. Если поставить фудтрак в Вузгородке, то это будут студенты, если на Мирабадском районе — то это про бизнес-сегмент. Этим и удобен трак — для него не надо делать таргеты, его ждут везде и все.
Единственное, важно учитывать, в городе ты или в области. Потому что даже на окраине города приверженцев хот-догов или того же кофе будет меньше, чем в центре.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Перспективы «бизнеса на колесах»
Недавно вышло постановление президента о появлении круглосуточных торговых площадок. «Бизнес на колесах» можно запускать на этих площадках, но места на них планируют распределять с помощью аукциона.
Мы однажды участвовали в подобном аукционе, в то время в центре города продавались будки, было непонятно, как определялся покупатель.
В итоге я через пару месяцев увидел, что эти места так и пустовали, хотя по аукциону они были проданы. Спросите меня, правильно ли это? Думаю, для начала надо ознакомиться с правилами.
«Бизнес на колесах» недооценен. Его надо оставить в покое на несколько лет минимум, тогда молодые предприниматели смогут развить его и даже вырасти.
Например, раньше начинающие молодые предприниматели вкладывали условные $600−700 для открытия точек Paynet, и сегодня некоторые из них стали крупными бизнесменами. Считаю, что это было отличным трамплином для будущего.
Если государство позволит бизнесу спокойно развиваться и не будет жестко его регулировать, то через несколько лет мы получим большое количество готовых предпринимателей.
Фудтраки — это один из примеров, когда урбанизация помогает Ташкенту быть красивее, а ташкентцам чувствовать себя уютнее.
Думаю, в скором времени государству придется обратить внимание на эту сферу, потому что в городе остается все меньше мест в плане недвижимости и инфраструктуры.
Выездная торговля — не только про фудтраки
Не так давно я запустил еще один вариант «бизнеса на колесах» — тележку с мороженым. Этот кейс начался из-за проблем с арендодателями. В Узбекистане есть проблема: арендодатель считает, что он твой начальник, хотя это ты кормишь его.
Сама идея велосипеда с холодильником мороженого появилась еще в прошлом году. Я ждал окончания карантина, но нас только в сентябре «выпустили на свободу». Пришлось отложить до этого года, потому что осенью смысла в мороженом не было.
Где-то в феврале-марте этого года нашел завод в Зангиатинском районе, они сделали мне чертеж и собрали велосипед. В пример взял велорикшу из Италии по продаже джелато.
Фото: Pinterest
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Время производства первого велосипеда с холодильником затянулось на два с половиной месяца. Детали привозили из разных мест: распилили велосипед кокандского производства, зонтик заказывал из ИКЕА в Москве, а холодильник взяли в Ташкенте. Что-то покупали на Джами и Янгиабаде.
Подобный проект удобен тем, что он не привязан к локации, а в Ташкенте сейчас появляется инфраструктура для велосипедов. Это хорошая платформа для разных видов бизнеса.
Есть много вариантов даже при отсутствии подключения к электричеству и газу. Это был стартовый образец, мы делали его сами, поэтому этот экспериментальный образец обошелся около $850-900 вместе с холодильником.
Если наладить серийное производство, то будет намного дешевле. Само мороженое мне изготовили два поставщика, сейчас я выбираю между ними.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Риски и сложности
Важный фактор — соблюдение гигиены и санитарных мер, если не уследишь — человек отравится. И дело тут даже не в репутации фудтрака, продавец еды несет ответственность за здоровье людей.
В моем случае многие клиенты — дети, и это большой риск. Над продуктом приходится работать каждый день, и поэтому многие не выдерживают такой ответственности и закрываются.
Планы. Могу лишь предположить, что у нас помимо фудтраков будут и стационарные точки. Я планирую развивать этот бизнес в сторону франшизы, отдать тележки под управление людей, которые хотят на этом заработать. Не все знают, как правильно делать «бизнес на колесах», при этом некоторые готовы заплатить за готовое решение.
За более подробной информацией можно обратиться к Петру Тену.