Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.
С чего начать
Цветочный бизнес в Узбекистане сегодня развивается достаточно динамично и конкуренция довольно высокая — с каждым днем появляется все большее количество флористических магазинов, от небольших до крупных.
Изменилась и культура дарения цветов, сейчас это делают чаще, спрос на них соответственно большой. Это связано в том числе и с развитием социальных сетей.
Я решила запустить свое дело в этом направлении, в первую очередь для того, чтобы дарить людям эмоции через свои цветочные композиции.
Впервые мы начали свою работу в 2016 году. Именно тот год стал для меня судьбоносным — после окончания университета мне предстояло выбрать, чему посвятить следующую часть своей жизни.
Вначале работала в офисе, но временами мне попадались объявления о стажировке в цветочных магазинах, которые вызывали большой интерес.
Несмотря на то, что я никогда не считала себя творческим человеком, все же решила попробовать и прошла собеседование в цветочном доме Goodveen.
Там мне удалось получить колоссальный опыт и знания, но, к сожалению, возникшие сложности в общении с сотрудниками и мои сомнения послужили поводом к уходу из этой компании.
Так в 2018 году, набравшись опыта, запустила свое дело — цветочную лавку Honey Flowers.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Документация. Для начала нужно определиться с формой собственности, будете вы работать как ИП или же ООО.
В большинстве случаев цветочные магазины открываются с ОКОНХ розничной торговли, у него есть фиксированный налог, который необходимо уплачивать, несмотря на то, что товарооборот в первое время может быть низким.
Сейчас фирму можно зарегистрировать через сайт единого окна без каких-либо сложностей — процесс довольно простой и удобный.
Стартовые вложения
Приблизительные расходы на начальном этапе составят около $6 тыс. (без учета аренды помещения), они уйдут на приобретение оборудования, инструментов, упаковки — здесь важно не инвестировать бездумно, а постепенно приобретать все необходимое.
Примерный список стартовых затрат выглядит так:
Объект | Сумма (в долларах) |
Холодильник (агрегат) | 1000 |
Витрина | 1000−2000 |
Мебель (полки, зеркала, столы) | 2000 |
Ведра, стеклянные вазы | 8−10 (за штуку) |
Упаковка | 200 |
Секатор, ножницы, степлер | 20 |
Аренда помещения | от 500 |
Коммунальные услуги | 100−150 |
Зарплата | от 200 |
Сложности. Основная сложность связана с отсутствием конкуренции среди поставщиков. В России, к примеру, есть полноценные офлайн-базы, где можно официально заключить договор на поставку.
В Узбекистане же это огромный цветочный базар, который сегодня разделился территориально на несколько частей. Еще есть несколько фирм, которые занимаются поставками из Голландии, Кении.
В целом это создает трудности в развитии отрасли, потому что все магазины используют одни и те же цветы, не имея альтернативного выбора. Есть конечно и те, кто заказывают цветы напрямую только для своего салона, но их не так много.
Надеюсь, что в скором времени полноценные цветочные базы появятся и у нас. Как флорист могу сказать, что качественный цветок — залог успеха всей нашей работы.
Вторая трудность, с которой я в своё время столкнулась, это поиск эко-упаковки. На нашем рынке представлен разнообразный ассортимент, но найти крафт, цветную бумагу, папирус первое время было нелегко.
Мне было важно, чтобы упаковка была перерабатываемой. Тогда я решила заказывать ее из-за границы. Для меня это был важный шаг, потому что изначально решила, что мой бизнес не будет вредить природе.
Кроме того, спецификой этого направления является сезонность, ограниченный срок хранения цветов, высокая конкуренция.
В период пандемии возникла проблема доставки — из-за карантинных запретов приходилось иногда передавать цветы на блокпостах, добираясь туда пешком.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Продвижение и окупаемость
Флористика — довольно быстроокупаемый бизнес, тем не менее тут все зависит от сезона и клиентской базы. Со стороны может казаться, что это легкий бизнес, но как и любой другой он представляет собой огромный труд, требующий отдачи 24/7.
По сути, небольшой цветочный магазин в месяц может зарабатывать примерно от $400. Если же хорошо постараться, нанять еще флористов, то можно выйти в заработок от $1000. Примерный срок окупаемости — от года, но все зависит от масштаба лавки.
Проработав некоторое время, поняла — хорошо, когда в магазине бюджетные цветы, они дают возможность быстро наработать базу постоянных клиентов.
Что касается ценообразования, то мы ставим цену букета, отталкиваясь от того, сколько времени и труда было потрачено на его сбор. Сегодня лидеры по продажам: альстромерия, розы, гортензии и гвоздики.
Продвижение. Страницу в Instagram ведем сами, вкладывая всю любовь. Людям интересны живые фотографии и процесс сборки. Самое лучшее продвижение в нашем случае — это сарафанное радио.
Наши клиенты почти всегда возвращаются к нам, некоторых мы знаем в лицо. Они рекомендуют нас друзьям, знакомым, оставляют отзывы в соцсетях. Таким образом, все больше и больше людей узнают о нас, выбирают и помогают развиваться.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
В чем особенности. Цветочная лавка придерживается одного стиля — это лаконичная эко-упаковка из подложки и крафта.
Букеты в основном отличаются своей минималистичностью. По моему мнению, нужно входить в этот бизнес с идеей, с чем-то уникальным, иначе можно потеряться в огромной конкуренции.
Кадры. Я до сих пор букеты собираю сама, но при больших заказах мне помогает сестренка. Вообще вся семья вовлечена в этот процесс, мы привыкли поддерживать и помогать друг другу во всем.
Количество сотрудников, во-первых, зависит от бизнес-плана. У меня никогда не было желания зарабатывать на этом миллиарды, мне важен был гибкий график.
Если же предприниматель хочет зарабатывать от $1000 в месяц, то естественно потребуется еще один флорист, потому что физически невозможно будет потянуть такой большой объем работы.
Фото: Honey Flowers
Локация. В основу конкурентного преимущества любого магазина следует ставить удачное месторасположение. Нахождение в центре города дает возможность курьеру добраться до любого района, это удобно и клиентам, которые сами могут забрать цветы, если находятся недалеко.
Вопрос локации был основным, поэтому к его решению подошли серьезно. Мы долго выбирали пространство — для нас было важно находиться в центре, но не у проезжей части.
Может прозвучит странно, но тогда я была уверена, что не потяну такой объем, если бы мы открылись в месте с очень большой проходимостью.
Опыт дал нам понять, что ресурсы, вложенные в аренду, выгоднее инвестировать в покупку помещения и отлично сэкономить.
Советы
- не начинайте цветочный бизнес без опыта работы, так как этот бизнес больше для души, нежели способ дохода;
- открывайте магазин в локации, где большая проходимость, возможность парковки;
- не стоит вначале вкладывать крупную сумму, это нужно делать постепенно;
- не экономьте на цветах, пытаясь продать старый товар.
Spot благодарит Велимиру Юлдашеву и ее компанию за помощь в подготовке материала. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.