Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.

С чего начать

Цветочный бизнес в Узбекистане сегодня развивается достаточно динамично и конкуренция довольно высокая — с каждым днем появляется все большее количество флористических магазинов, от небольших до крупных.

Изменилась и культура дарения цветов, сейчас это делают чаще, спрос на них соответственно большой. Это связано в том числе и с развитием социальных сетей.

Я решила запустить свое дело в этом направлении, в первую очередь для того, чтобы дарить людям эмоции через свои цветочные композиции.

Впервые мы начали свою работу в 2016 году. Именно тот год стал для меня судьбоносным — после окончания университета мне предстояло выбрать, чему посвятить следующую часть своей жизни.

Вначале работала в офисе, но временами мне попадались объявления о стажировке в цветочных магазинах, которые вызывали большой интерес.

Несмотря на то, что я никогда не считала себя творческим человеком, все же решила попробовать и прошла собеседование в цветочном доме Goodveen.

Там мне удалось получить колоссальный опыт и знания, но, к сожалению, возникшие сложности в общении с сотрудниками и мои сомнения послужили поводом к уходу из этой компании.

Так в 2018 году, набравшись опыта, запустила свое дело — цветочную лавку Honey Flowers.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Документация. Для начала нужно определиться с формой собственности, будете вы работать как ИП или же ООО.

В большинстве случаев цветочные магазины открываются с ОКОНХ розничной торговли, у него есть фиксированный налог, который необходимо уплачивать, несмотря на то, что товарооборот в первое время может быть низким.

Сейчас фирму можно зарегистрировать через сайт единого окна без каких-либо сложностей — процесс довольно простой и удобный.

Стартовые вложения

Приблизительные расходы на начальном этапе составят около $6 тыс. (без учета аренды помещения), они уйдут на приобретение оборудования, инструментов, упаковки — здесь важно не инвестировать бездумно, а постепенно приобретать все необходимое.

Примерный список стартовых затрат выглядит так:

Объект

Сумма (в долларах)

Холодильник (агрегат)

1000

Витрина

1000−2000

Мебель (полки, зеркала, столы)

2000

Ведра, стеклянные вазы

8−10 (за штуку)

Упаковка

200

Секатор, ножницы, степлер

20

Аренда помещения

от 500

Коммунальные услуги

100−150

Зарплата

от 200


Сложности. Основная сложность связана с отсутствием конкуренции среди поставщиков. В России, к примеру, есть полноценные офлайн-базы, где можно официально заключить договор на поставку.

В Узбекистане же это огромный цветочный базар, который сегодня разделился территориально на несколько частей. Еще есть несколько фирм, которые занимаются поставками из Голландии, Кении.

В целом это создает трудности в развитии отрасли, потому что все магазины используют одни и те же цветы, не имея альтернативного выбора. Есть конечно и те, кто заказывают цветы напрямую только для своего салона, но их не так много.

Надеюсь, что в скором времени полноценные цветочные базы появятся и у нас. Как флорист могу сказать, что качественный цветок — залог успеха всей нашей работы.

Вторая трудность, с которой я в своё время столкнулась, это поиск эко-упаковки. На нашем рынке представлен разнообразный ассортимент, но найти крафт, цветную бумагу, папирус первое время было нелегко.

Мне было важно, чтобы упаковка была перерабатываемой. Тогда я решила заказывать ее из-за границы. Для меня это был важный шаг, потому что изначально решила, что мой бизнес не будет вредить природе.

Кроме того, спецификой этого направления является сезонность, ограниченный срок хранения цветов, высокая конкуренция.

В период пандемии возникла проблема доставки — из-за карантинных запретов приходилось иногда передавать цветы на блокпостах, добираясь туда пешком.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Продвижение и окупаемость

Флористика — довольно быстроокупаемый бизнес, тем не менее тут все зависит от сезона и клиентской базы. Со стороны может казаться, что это легкий бизнес, но как и любой другой он представляет собой огромный труд, требующий отдачи 24/7.

По сути, небольшой цветочный магазин в месяц может зарабатывать примерно от $400. Если же хорошо постараться, нанять еще флористов, то можно выйти в заработок от $1000. Примерный срок окупаемости — от года, но все зависит от масштаба лавки.

Проработав некоторое время, поняла — хорошо, когда в магазине бюджетные цветы, они дают возможность быстро наработать базу постоянных клиентов.

Что касается ценообразования, то мы ставим цену букета, отталкиваясь от того, сколько времени и труда было потрачено на его сбор. Сегодня лидеры по продажам: альстромерия, розы, гортензии и гвоздики.

Продвижение. Страницу в Instagram ведем сами, вкладывая всю любовь. Людям интересны живые фотографии и процесс сборки. Самое лучшее продвижение в нашем случае — это сарафанное радио.

Наши клиенты почти всегда возвращаются к нам, некоторых мы знаем в лицо. Они рекомендуют нас друзьям, знакомым, оставляют отзывы в соцсетях. Таким образом, все больше и больше людей узнают о нас, выбирают и помогают развиваться.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

В чем особенности. Цветочная лавка придерживается одного стиля — это лаконичная эко-упаковка из подложки и крафта.

Букеты в основном отличаются своей минималистичностью. По моему мнению, нужно входить в этот бизнес с идеей, с чем-то уникальным, иначе можно потеряться в огромной конкуренции.

Кадры. Я до сих пор букеты собираю сама, но при больших заказах мне помогает сестренка. Вообще вся семья вовлечена в этот процесс, мы привыкли поддерживать и помогать друг другу во всем.

Количество сотрудников, во-первых, зависит от бизнес-плана. У меня никогда не было желания зарабатывать на этом миллиарды, мне важен был гибкий график.

Если же предприниматель хочет зарабатывать от $1000 в месяц, то естественно потребуется еще один флорист, потому что физически невозможно будет потянуть такой большой объем работы.


Фото: Honey Flowers

Локация. В основу конкурентного преимущества любого магазина следует ставить удачное месторасположение. Нахождение в центре города дает возможность курьеру добраться до любого района, это удобно и клиентам, которые сами могут забрать цветы, если находятся недалеко.

Вопрос локации был основным, поэтому к его решению подошли серьезно. Мы долго выбирали пространство — для нас было важно находиться в центре, но не у проезжей части.

Может прозвучит странно, но тогда я была уверена, что не потяну такой объем, если бы мы открылись в месте с очень большой проходимостью.

Опыт дал нам понять, что ресурсы, вложенные в аренду, выгоднее инвестировать в покупку помещения и отлично сэкономить.

Советы

  • не начинайте цветочный бизнес без опыта работы, так как этот бизнес больше для души, нежели способ дохода;
  • открывайте магазин в локации, где большая проходимость, возможность парковки;
  • не стоит вначале вкладывать крупную сумму, это нужно делать постепенно;
  • не экономьте на цветах, пытаясь продать старый товар.

Spot благодарит Велимиру Юлдашеву и ее компанию за помощь в подготовке материала. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.