Узбекистан теперь продает заграницу меньше автомобилей, но это приносит больше денег, следует из статистики экспорта автомобильной промышленности за последние пять лет.
Как было раньше
На протяжении многих лет автомобили из Узбекистана были самыми дешевыми на основных экспортных рынках. Летом 2018 года Spark и Nexia признавались самыми дешевыми иномарками в России и стоили $6 900 и $7 100 соответственно. В то же время внутри страны эти же модели стоили на несколько тысяч долларов больше.
В июне того года президент Шавкат Мирзиёев раскритиковал автопром. В частности, указывалось на тот факт, что система на всех уровнях руководства погрязла в коррупции, взяточничестве, кумовстве, а автомобили на протяжении нескольких лет продаются за границу по цене ниже себестоимости.
В августе продажи автомобилей были приостановлены как в Узбекистане, так и за его пределами. В конце того же месяца они возобновились, но только на внутреннем рынке.
Экспорт начал возвращаться в ноябре — тогда же стало ясно, что узбекистанские автомобили станут дороже. В Казахстане Nexia и Ravon после возвращения подорожали почти на $5 тыс.
С тех пор автомобили UzAuto Motors перестали стоить заграницей дешевле. К примеру, Cobalt в Казахстане сейчас стоит от 4,7 млн до 5 млн тенге в зависимости от комплектации. Это от 113 млн до 120 млн в переводе на сумы, в Узбекистане модель стоит от 97 млн до 116 млн сумов.
Что стало с продажами
С 2018 года постепенно растут и экспорт, и поступления. Однако если в 2016 году Узбекистан продавал заграницу автомобиль в среднем за $5 132, то в 2020 году — уже за $9 201:
Год | Сколько продали (в шт) | Сколько это принесло (в $ млн) | Цена одного авто (средняя, в $) |
2016 | 7 677 | 39,4 | 5 132 |
2017 | 26 849 | 130,1 | 4 845 |
2018 | 4 827 | 29,3 | 6 070 |
2019 | 14 732 | 121,5 | 8 247 |
2020 | 18 552 | 170,7 | 9 201 |
Рост обусловлен не только тем, что поменялись цены, — в эти годы изменился и модельный ряд. В последние годы экспортируют в основном Cobalt, который никогда не попадал в число самых дешевых иномарок ни в России, ни в Казахстане.
Поменялась и география — если раньше львиная доля приходилась на Россию, то теперь почти 90% забирает Казахстан. В соседней республике Chevrolet конкурирует с Hyundai, а Cobalt — с Accent. Продажи бренда в этом году выросли на 4697%.