Как ранее писал Spot, определились победители конкурсов на покупку трех крупных государственных объектов в Ташкенте.
- Бывшее здание СГБ за 210 млрд сумов купит ООО «METROPOL GROUP» (на 100% принадлежит Данияру Камилову — сыну министра иностранных дел Абдулазиза Камилова).
- Отель Ichan Qala за 74,2 млрд сумов купит Quadro IH DMCC (принадлежит Quadro Capital Partners).
- Бывшее здание типографии за 78 млрд сумов купит ООО «Metro Plaza» (на 50% принадлежит Миродилу Фазилову, на 50% — Хасану и Хусану Мамасаидовым).
Как выбирают покупателя
На основе конкурса. Spot писал об этом еще в марте. Процесс поделен на два этапа.
На первом заинтересованные лица подтверждают платежеспособность, оплачивают задаток, представляют бизнес-концепцию. На втором отобранные кандидаты предлагают сумму выкупа и срок оплаты.
На основе этой информации Государственная комиссия по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества решает, кто станет победителем. Возглавляет ее премьер-министр Абдулла Арипов, всего же в комиссии 10 человек — представители Администрации президента, министерств, агентств.
По итогам рассмотрения публикуется только решение комиссии — без упоминания других предложений, бизнес-концепций победителей и будущей судьбе зданий. Однако в Агентстве по управлению государственными активами Spot заверили, что все здания будут эффективно использоваться, а не простаивать.
Сколько это стоит
Специалисты рынка недвижимости, с которыми пообщался Spot, затруднились оценить объекты, потому что для этого недостаточно информации. В открытом доступе имеются данные о площади и другие базовые показатели, но намного важнее состояние зданий:
«Важны детали, что там с полами, из чего сделаны стены и так далее. По фотографиям [бывшего здания] СГБ видно, что там провода вырывали „с корнями“, с потолка что-то висит, ничего непонятно. В таких условиях тяжело назвать сумму», — рассказал Spot один из риэлторов, специализирующийся на аренде бизнес-площадей.
Однако все собеседники согласились, что предложенные победителями суммы в целом адекватные и даже немного завышенные («заплатили за перспективу»), учитывая рынок Ташкента и ближайшие ориентиры (при внешней оценке часто используются суммы сделок с аналогичными или похожими объектами).
Например, в случае с бывшим зданием СГБ можно ориентироваться на здание бывшего ГУМа на площади Чорсу, у которого почти такая же площадь зданий и сооружений (40 тыс. кв.м.).
Торговый центр продали в начале года за 242,8 млрд сумов, на 32,8 млрд сумов дороже. Общая площадь «Тошкент Савдо Маркази» на 1 га больше, но у здания на Бродвее лучше с местоположением, эстетикой и состоянием, учитывая его специфику.
По сделке с бывшим ГУМом было хорошо видно, как рынок диктует цену — изначально за него просили более 300 млрд сумов, но покупатели появились только после того, как цену снизили ниже 250 млрд сумов.
В случае с бывшей типографией явно приобреталось местоположение, считают на рынке. Само здание давно не используется по назначению и, скорее всего, будет переделано в супермаркет или гостиницу, хотя оно очень атмосферное и где-нибудь в Европе его лишь почистили бы и сделали бы офисы, сохранив эстетику производственного помещения:
В случае с гостиницей было странно, зачем компания, которая обычно инвестирует в проекты вроде Fix Price, покупает физический объект, но на днях в Quadro Capital Partners пояснили Spot, что выбирают объекты для инвестиций в каждой стране индивидуально — в Узбекистане сейчас больше всего интересна недвижимость.
Сейчас продолжается процесс приватизации других крупных государственных объектов — бизнес-центра «Пойтахт», зоны отдыха «Кизил сув», рынка «Малика».