Как ранее писал Spot, продажи Chevrolet в Казахстане выросли на 4697%, а самым продаваемым автомобилем вот уже несколько месяцев является Cobalt.
Это позволило Узбекистану занять первое место на рынке соседней республики, вытеснив российский «АвтоВАЗ», пишет российская «Газета.Ru».
Выяснилось, что за первые пять месяцев 2021 года в Казахстане было продано 2573 автомобиля Lada, что на 52% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Российский автогигант занял последнюю строчку в пятерке лидеров рынка, в то время как в прошлом году был первым по продажам за этот период.
В то же время автомобили Chevrolet, которые поставляет «Узавтосаноат», вышли на первое место по продажам — с января по май было реализовано 11,7 тыс. штук, что демонстрирует взлет продаж почти в 4,5 раза. Выросли за отчетный период продажи и у других лидеров рынка, но не так, как у Chevrolet.
Локальный кризис продаж «АвтоВАЗа» произошел впервые за последние 5 лет, все это время на долю Lada приходилось четверть рынка Казахстана, в отдельные периоды доля бренда достигала 30%, отмечает заместитель председателя правления «КазАвтоПром» Артур Мискарян.
Причем тут чиновники
«Газета.Ru» пишет, что проблемы у генерального партнера «АвтоВАЗа» в республике — сборочной площадки «Азия Авто» — начались еще в конце 2019 года. Тогда Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана разорвало контракт на промсборку с заводом и потребовало вернуть государству 174 млрд тенге.
Именно в такую сумму министерство оценило ущерб государства из-за того, что сборочный автозавод в Усть-Каменогорске не выполнил в обмен на таможенные и налоговые льготы взятые обязательства по локализации производства.
В начале марта этого года сборка на «Азия Авто» полностью завершилась, руководство вынуждено было пойти на беспрецедентный шаг — уволить около четырех тысяч сотрудников. Сам владелец завода обвинил в власти в пристрастной позиции в этом вопросе и напрямую указал на игру в пользу конкурентов.
«О чем можно разговаривать, когда идет цель перебить наши контракты и утащить их на другие [сборочные] площадки? Все, точка», — сказал Анатолий Балушкин.
В компании «АвтоВАЗ» не стали комментировать вопросы о возможных недобросовестных действиях чиновников Казахстана, но отметили, что утрата Lada лидерской позиции в стране — временное явление, которое было связано с переносом производства и выбором дистрибуторов.
Иного мнения придерживается в «КазАвтоПроме» — там отмечают, что новая площадка — «СарыкАркаАвтопром» — в первую очередь, сотрудничает с брендами из Узбекистана (Chevrolet) и Китая (JAC), поэтому российской стороне придется искать какой-то консенсус для того, чтобы получать мощности под Lada.
На «АвтоВАЗе» подчеркивают, что для них возвращение и лидерства бренда на местном рынке — вопрос времени, но опрошенные изданием эксперты считают, что шансы российского автогиганта в странах СНГ все ниже, «АвтоВАЗ» со временем будет терять свои позиции на внешних рынках.
Ранее Spot писал, как UzAuto Motors кардинально поменяла экспортную политику и начала на этом больше зарабатывать.