Как ранее писал Spot, этим летом стартует новый этап маркировки, который затронет 15 компаний. Среди них несколько производителей воды и прохладительных напитков.
В начале месяца Hydrolife Bottlers, Coca-Cola, Family Group и другие написали коллективное письмо ведомствам и министерствам, в котором называют проведение пилотного проекта по маркировке невозможным (есть у Spot). На днях оно распространилось в социальных сетях и новостных сайтах.
Основные аргументы бизнеса:
- отрасль не покрывает потребительский спрос даже в межсезонье, а поскольку пилот запланирован на летний сезон, то она понесет значительные убытки уже во время процесса установки и внедрения системы цифровой маркировки на предприятиях. В летний сезон линии загружены на 100%, и остановка линий даже на короткое время невозможна;
- сейчас в точках торговли нет системы для распознования маркировки. Российский опыт показывает, что могут возникнуть трудности при унификации систем в торговле и на производстве, так как спецификация сканеров, установленных в торговых точках, должна соответствовать виду цифровой маркировки, установленной на производстве;
- оборудование для пилота должно быть закуплено за счет производителей напитков, однако единоразовые затраты на оборудование для всех производителей неоправданно дороги. Более того, эти расходы не включены в бюджеты на 2021 год. Существует высокая вероятность того, что пилотный проект для индустрии напитков потерпит неудачу, и индустрия понесет неоправданные убытки даже в том случае, если стоимость оборудования будет возмещена;
- нет примеров успешного внедрения цифровой маркировки для индустрии безалкогольных напитков в мире.
Там также отмечали, что в отношении категории воды и напитков маркировка вообще экономически нецелесообразна, так как стоимость единицы продукции низкая (в сравнении с алкогольной и табачной продукцией), а уровень контрафакта — в рамках статистической погрешности.
«Система не поможет решить проблему существующего контрафакта, так как данная продукция не продается через официальные точки торговли. Введение маркировки повлечет за собой значительное удорожание продукта, что приведет в конечном итоге к снижению спроса и уменьшению суммы налогов, которые мы платим в бюджет», — говорится в письме.
Компании обращают внимание на то, что попытки маркировать безалкогольные напитки в Саудовской Аравии и России провалились, в связи с чем предлагали приостановить пилот.
«Нет оснований для беспокойства» — ГНК
На письмо отреагировали в Государственном налоговом комитете. Там отметили, что полностью разделяют обеспокоенность производителей прохладительных напитков и воды, но считают, что обоснованные доводы и заключения можно будет сформировать лишь после завершения пилота.
«Считаем, что единственно правильным решением для производителей является их добровольное участие в эксперименте, в рамках которого они будут бесплатно оснащены маркировочным оборудованием, а также организовано обучение их персонала», — говорится в сообщении комитета.
Это позволит своевременно и безболезненно подготовиться к дате обязательной цифровой маркировки весной 2022 года, тем более, что дооснащение их мощностей запланировано на середину осени текущего года — период, когда наблюдается сезонный спад на прохладительные напитки и воду.
В комитете обращают внимание, что успешные примеры на самом деле есть. Страны, первыми начавшие маркировку прохладительных напитков более 10 лет назад, на сегодняшний день имеют конкурентную и прозрачную бизнес-среду.
«Изученный опыт Республики Беларусь (система АС БДБ с 2005 года), Аргентины (система TRAFIP с 2011 года), Бразилии (система SICOBE с 2008 года), Армении (система Vero code с 2013 года) и других стран объясняет острую необходимость в реализации данного проекта», — говорится в сообщении комитета.
Кроме того, продолжает ГНК, успешно завершен эксперимент по маркировке упакованной воды в России, принято решение обязательной маркировки минеральной воды с 1 декабря 2021 года, а для всех остальных видов бутилированной воды — с 1 марта 2022 года.
В комитете напомнили, что Узбекистан первой из стран СНГ смог обеспечить запуск маркировки пивной продукции. Учитывая, что тара используемая при выпуске пива и прохладительных напитков идентична (ПЭТ-бутылки, жестяные банки), технологические решения по маркировке прохладительных напитков полностью готовы к внедрению.
«Обращение производителей датировалось 4 июня и на сегодняшний день, после проведения переговоров и предоставления разъяснений по всем преимуществам участия в эксперименте, с крупными производителями подписаны договора на участие в пилотном проекте (в том числе указанными в обращении)», — отметили в ГНК.
Комитет заявил о полной поддержке данных предприятий, поддерживает их лояльность в осуществлении реформ отрасли и окажет всю необходимую помощь в период участия в пилотном проекте.
В ГНК призвали всех производителей прохладительных напитков и воды не тратить время и силы на старания «очернить» эффективность проводимых реформ, а совместно приступить к поэтапной и досрочной подготовке к процессу маркирования.