Предыдущий блиц: глава Xiaomi в России и СНГ Юй Мань — о рынке Узбекистана и дефиците чипов.


В прошлом году мы делали похожий материал с Visa. Тогда они говорили, что международными картами в Узбекистане пользуются в основном для поездок за границу. Какая ситуация с Mastercard?

Несомненно, международные карты по сей день используют для поездок за границу. Еще интерес к покупкам по интернет, в частности, из-за рубежа остаётся стабильным.

Что касается локальных покупок, то многие люди стали пользоваться доставкой продуктов, товаров в целях снижения рисков заболеть вирусом COVID-19. Оплата за них осуществляется зачастую и картами Mastercard.

Недавно совместно с Yandex Go в Узбекистане мы запустили специальное предложение — скидку на оплату поездки при оплате картами Mastercard. Такие предложения делают использование карт ещё более удобным и выгодным.

Мы надеемся, что подобные инициативы приведут к дальнейшему развитию безналичных платежей в Узбекистане.

Отмечу, что в этом году в плане развития рынка электронной коммерции, потребители Узбекистана, банки и финтех компании страны в целом сделали большой рывок вперёд.

У нас в Узбекистане много монополий. Одной из них долгое время была UZCARD. Скажите, пожалуйста, каково вам работалось в таких условиях раньше и как сейчас?

Ситуация двухлетней давности явно была иной. Сегодня же перед нами больше возможностей, совместных проектов и разработок с локальными платёжными системами и не только.

Наше партнёрство с UZCARD и HUMO открывает для нас доступ к новым сетям приёма платежей. Мы же в свою очередь делимся с ними опытом и разработками.

Мы готовы и рады активно развиваться в этом направлении, предлагать новые идеи и технологии, с учётом нашего международного опыта.

Сколько сейчас терминалов принимают карты Mastercard в Узбекистане? Деньги снимаются в сумах или долларах?

Если исходить из официальных цифр, то в Узбекистане более 400 тыс. платёжных терминалов и около 6 тыс. банкоматов.

Большая часть из них принимают карты Mastercard, но все еще остаются и старые типы устройств, которые технически не оснащены или их нужно обновить.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Что касается процесса снятия наличных денег в банкоматах — оно регулируется законодательно и разрешено только в национальной валюте.

Поделюсь с вами интересным наблюдением по использованию банковских карт в Узбекистане: если раньше мы видели преимущественно операции снятия наличных в банкоматах, то в последнее время растет доля безналичных оплат покупок.

И ещё, касательно банкоматов, только что мы закончили сертификацию бесконтактного снятия с карт Mastercard и цифровых кошельков (таких как Apple Pay, Samsung Pay) в банкоматах UZCARD «Асакабанк». Это позволит держателям не вставлять карту в банкомат, а только прикладывать.

В дальнейшем появится возможность использовать уже свой смартфон для снятия денег с цифровых карт, выпускаемых в Узбекистане.

Тогда такой вопрос — допустим, у меня компания и я хочу своим сотрудникам сразу выдавать зарплатные карты Mastercard — их ведь почти везде принимают уже в стране. Я могу это сделать?

Это не составит труда, если сотрудник в этом заинтересован. Удобнее будет открыть кобейджинговую, так как за ней, на наш взгляд, будущее всех заработных карт. Их обладатели открывают для себя больше возможностей, выгод и удобств.

Также хотелось бы напомнить, что при желании клиент может заменить свою текущую карту на кобейджинговую c Mastercard. Такую карту будут принимать, как POS-терминалы и ATM-банкоматы, принимающие HUMO или UZCARD, так и любые другие с логотипом Mastercard.

Кстати, правда, что Mastercard выплачивает банкам вознаграждение за операции по картам?

По понятным причинам, мы не можем комментировать коммерческие вопросы наших взаимоотношений с третьими лицами — узбекистанскими банками, но при этом я не могу не отметить, что мы поддерживаем рынок безналичных платежей.

Это и совместные рекламные кампании с банками, и запуски новых продуктов и сервисов, создание специальных предложений для держателей карт Mastercard.

Вернемся к рынку. Кто ваши конкуренты тут? Visa? HUMO? UZCARD? Наличные? Как вы видите свое присутствие в Узбекистане?

Наш основной конкурент — наличные. Мы делаем всё, чтобы сделать безналичную оплату ещё более удобной, быстрой и безопасной.

Если же сравнить использование наличных средств с безналичными, то мы ощущаем огромный потенциал на рынке Узбекистана и видим для нас множество возможностей.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В каких вы отношениях с банками? Вы партнеры? Прорабатываются ли какие-то совместные проекты? И что это могло бы быть?

Банки — наши хорошие партнёры и клиенты. Мы совместно внедряем новые технологии, предложения. Также мы вместе трудимся над разработкой новых платёжных сервисов, включая и новые карточные продукты, и мобильные кошельки, позволяющие проводить оплату мобильным телефоном.

Больше всего радует то, что банки готовы к таким проектам и прилагают для этого все усилия.

Что вы думаете о кобрендинговых картах? У них есть будущее в Узбекистане?

Думаю, да. Сейчас банкам как раз таки и интересны кобрендинговые продукты. Так, к примеру, мы выпустили совместную с Ravnaq-bank карту Mastercard Aviasales.

Она предназначена для тех, кто любит путешествовать и предоставляет скидки и кешбэк. Согласно практике, такие партнерские программы выпускаются на кредитных картах, хотя и не исключают выпуска на дебетовых.

В целом кобрендинг выгоден тем, что один партнер предоставляет базу данных, а другой — продвинутое финансовое решение.

Можете рассказать о цифрах?

Тяжело назвать, так как сложно сравнивать количество карт Mastercard с существующими локальными системами, но благодаря технологиям сотрудничеству с банками и локальными системами мы быстро растем.

Для нас важно не количество, а число транзакций и качество использования, а также важно знать, что происходит с картой после того, как ее получил клиент.

Компания часто заказывает исследования на других рынках. Например, недавно была новость про то, что Mastercard заказал исследование, чтобы выяснить отношение украинцев к наличным. Может ли быть что-то такое в Узбекистане?

Следует отметить, что исследование — полезный инструмент, но с самого начала необходимо знать для чего вы его проводите и что это вам даст.

Да. Нам хотелось бы провести исследование, связанное с использованием национальных платежных карт, дабы узнать, где они применяются и какого мнения о них придерживаются клиенты.

Кстати, отмечу, что в последнее время актуальны исследования о наличных платежах или о переходе клиента на удаленный режим.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

И говоря о «наличке». Мы предполагали, что обращение наличных из-за пандемии сократится, но их наоборот, стало больше. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди начали доверять безналу? И чем Mastercard тут может помочь?

Это может быть связано с необходимостью иметь больше наличных средств дома или страх перед вопросом: «А что произойдёт с моими деньгами в банке в случае каких-либо проблем или чрезвычайных ситуаций?» — то есть вопрос стабильности.

Но следует понять одну простую истину — безналичный расчёт намного безопаснее, гигиеничнее и удобнее. Легче расплачиваться в магазинах, совершать покупки онлайн, переводить деньги в несколько кликов.

По поводу безопасности — если с карты несанкционированно были сняты деньги или же они случайно были отправлены не тому адресату, есть возможность отследить транзакцию и в частных случаях — вернуть свои средства. С наличными такая возможность практически сведена к нулю.

Важно осознать, что карта — это тот же кошелёк, и, чтобы избежать непредвиденных огорчающих ситуаций, мы настоятельно советуем придерживаться базовых правил. Это три простых «не»:

  • не озвучивать свой PIN-код;
  • не передавать одноразовый пароль;
  • не показывать CVC2 — это защитный код проверки подлинности.

Отмечу еще одну вещь, на которую стоит обратить внимание — банк никогда не будет пытаться узнать у вас те данные, которые ему заведомо известны. Если произошёл такой инцидент — это сигнал к тому, чтобы насторожиться, вероятнее всего, человек общается с мошенником.

Касательно поддержки — Mastercard работает с банками и в целом с рынком над повышением финансовой грамотности у населения, внедрением новых технологий для удобства и безопасности конечного пользователя.

Одним из последних событий стал совместный проект с UZCARD — мы запустили бесплатный курс для девочек Girls4Tech. Он включает в себя три модуля: «Цифровые технологии», «Криптология» и «Обнаружение мошенничества».

Все это направлено для повышения финансовой грамотности интереса у юных девушек к технологиям и инновациям.


Spot благодарит «Огни Ташкента» за предоставление локации для съемок.