ректор университета Инха в Ташкенте.
Сегодня потребность в IT-специалистах увеличивается с каждым днем — и это касается не только нашей страны.
Они есть, и в тоже время их нет. Это означает, что при большом наличии, не все отвечают запросам рынка.
Не все могут стать успешными в этом деле — это не только получение необходимого образования, но и определенные навыки.
Проблема до 2016 года заключалась в отсутствии или небольшом количестве высших учебных заведений, учебных центров, где подготавливались IT-специалисты. Одним словом, государство не уделяло должного внимания этому вопросу.
С 2018 года мы вошли в более или менее активную фазу — открылся IT Park, международные и частные вузы. Кроме этого, растет количество академий и центров различного уровня подготовки.
Вообще, IT — это очень широкое понятие. Если мы говорим о программистах, то, конечно, их становится все больше. Сейчас подготовкой таких кадров занимаются специализированные центры и международные компании.
Если следовать этому темпу, то через пять лет мы вполне будем обладать специалистами, востребованными рынком. До этого, у нас действительно были проблемы, в первую очередь в подготовке кадров.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Куда и почему уходят кадры
Каждый год мы выпускали порядка 200 студентов по направлению «Компьютерный инжиниринг», а в этом году эта цифра возросла до 300.
Обычно порядка 80% устраиваются на работу в компании, остальные 20% продолжают учебу в нашей магистратуре или едут в вузы за пределами Узбекистана.
Наши выпускники работают в таких крупных компаниях, как EPAM Systems, Uber, Facebook, Google, Click, Huawei и так далее. Но, в основном, банки предлагают им очень выгодную зарплату, порядка 15−20 млн сумов. Они там занимают должности системных администраторов, программистов — ведь уровень квалификации соответствует требованиям банковской системы.
В целом проблема в том, что крупным компаниям Узбекистана нужны готовые кадры. Здесь следует понимать, что мы даем базовые знания, которые в будущем студент будет пополнять по мере приобретенного опыта.
Недавно мы с UZCARD открыли колернинг-центр: раз в семестр отбираем 50 лучших студентов. UZCARD выделяет грант, отправляет сюда своих специалистов и начинается параллельная подготовка, факультатив по разным направлениям. Это Digital Marketing, SMM, Graphic Design.
Причин отъезда наших студентов несколько. После учебы они идут в топы, такие как MBA и PHD, на трех-четырехгодичные программы, а потом возвращаются на родину.
В наше время не важно где ты находишься географически, можно работать и удаленно. Это открывает возможности, о которых раньше нельзя было даже мечтать.
Поэтому часть наших выпускников даже не выезжая за пределы Узбекистана трудится в топовых IT-компаниях. Они всегда рады поделиться своим опытом со студентами. Так, к примеру, 10 августа инженер iOS в Uber Дархонбек Маматалиев провел мастер-класс.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Есть еще и те, которые набравшись опыта и навыков за рубежом, возвращаются и основывают свои компании, строят бизнесы, а также работают как представители крупных компаний.
Они знают, что и здесь можно достичь успеха, соответственно, сами создают благоприятный климат для дальнейшей работы.
Думаю, для этого у них есть все возможности. Так, к примеру, увеличивается скорость интернета, государство поддерживает цифровизацию. Молодым специалистам предоставляется все больше условий, чтобы они оставались здесь и развивали свои стартапы, а это очень важно.
Сейчас выделены венчурные финансирования для студентов, где они получают свои средства для стартапов. IT Park делает колоссальную работу в этом направлении.
Как решить проблему нехватки IT-специалистов
За четыре года количество местных вузов увеличилось вдвое. Это 127 университетов, тогда как раньше эта цифра не превышала и 70. Международных и частных университетов стало втрое больше, а частных раньше вообще не было.
Следовательно, одним из верных путей выхода из этой ситуации государство видит в привлечении частного сектора. Было всего 7−8 университетов, а сейчас их 24. Но, даже если мы будем держать этот темп и построим еще 100 вузов, мы не в силах охватить всю молодежь.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Если говорить об IT сфере, то, в принципе, раньше был только один иностранный вуз, специализирующийся исключительно на IT — это университет Инха в Ташкенте. Сейчас появился еще один подобный университет — Amity University in Tashkent.
Также, в Вестминстерском университете в Ташкенте давно функционирует направление Business Information Systems, а в Туринском политехническом университете есть технические направления.
Думаю, что ближайшие пару лет кадровый голод будет только расти, так как пандемия затащила нас в эпоху IT. Рынок просто не успеет удовлетворять все потребности сферы.
На мой взгляд, одно из решений — наладить качественное онлайн-обучение. Сегодня развитие образовательных платформ очень важно и имеет весьма положительные перспективы.
Не нужно далеко ходить за позитивными примерами — давайте посмотрим на опыт таких образовательных платформ, как Coursera, Skillbox, Udemy, которые развиваются большими темпами.
Лет 10−20 назад онлайн-обучение было практически не доступно — почти отсутствовал интернет, компьютер купить могли не все, не говоря о мобильном телефоне.
Сейчас поток знаний не ограничен, но мы не знаем, как плодотворно пользоваться этими ресурсами, и в этом заключается проблема.
Думаю, что специалист должен быть гибким, чтобы он мог переквалифицироваться и обучиться онлайн, потому что интернет дает колоссальные возможности.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Второе — это создание больше узбекского контента, потому что не все знают русский или английский языки. Поэтому мы запустили проект One Million Uzbek Coders на узбекском языке. На этой платформе отучились уже порядка 95% студентов нашего университета, и приобретенные знания они используют в своей профессиональной деятельности.
В целом сегодня на проекте отучились около 500 тыс. участников. При этом, полагаю, как и любой IT-проект, он нуждается в постоянной доработке, с учетом быстроменяющихся тенденций. Нужно улучшить обратную связь, а также добавить больше интересных интерактивных функций.
Также, YouTube стал прекрасной площадкой, где много известных людей рассказывают об успешных кейсах, или провальных, что тоже очень значимо. По сути такой контент должен расти и расти, тогда будем развиваться.
Третье — это обучение детей правильному использованию компьютера и интернета. Для этого нужно просто создавать правильные, проверенные онлайн-ресурсы, где можно получить достоверную информацию.
К сожалению, интернет такое пространство, где ради повышения своего рейтинга, сайта или приложения, зачастую используется недостоверная информация.
Контент — это очень важный момент, поэтому нужно начинать еще со школьной скамьи и при этом нельзя забывать, что всех невозможно сделать IT-специалистами.
Люди нужны везде, в промышленности, в сельском хозяйстве и в других сферах. И то, что мы можем сделать — это дать им дополнительное образование. Сегодня и врач, и фермер должны знать IT, чтобы правильно лечить и вырастить хороший урожай.
Для этого же необходимы IT-платформа и IT-знание. Наш следующий этап — это повышение квалификации представителей различных профессий.
Я за качественное онлайн-обучение, потому что в период пандемии вузам пришлось перейти на дистанционное обучение, которое не соответствовало требованиям — отсутствовало взаимодействие с преподавателем, кто-то слушал, а кто-то просто присутствовал.
Это не дело. Нужно трекать каждого слушателя, чтобы оценить правильность восприятия им информации и скорость усвоения учебного материала.