01
ID-карта это…
Документ, удостоверяющий личность, гражданство его владельца и используется на территории Узбекистана.
02
Что произошло?
Узбекистан отказывается от паспортов. Вместо них с 1 января 2021 года начали выдавать ID-карты.
Процесс делится на два этапа:
- с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года в добровольном порядке;
- с 1 января 2023 года по 31 декабря 2030 года в обязательном порядке.
Таким образом, биометрические паспорта будут заменены на ID-карты с электронным носителем информации (чипом).
03
Кому выдается ID-карта?
Новорожденному ребенку, гражданину Узбекистана, иностранцам и лицу без гражданства, постоянно проживающему на территории страны. Карта для новорожденных до достижения ребенком 16 летнего возвраста будет выдаваться по усмотрению родителей или опекунов.
04
Где оформить?
Есть два способа:
- первый — обратиться в любые отделения миграции и оформления гражданства независимо от места жительства;
- второй — подать заявку, записаться в электронную очередь и оплатить пошлину через портал ЕПИГУ.
05
Как я могу подать заявку онлайн?
Чтобы воспользоваться услугой необходимо войти в личный кабинет на my.gov.uz и выбрать услугу «Подача заявления на замену паспорта на ID карту». Инструкция здесь. Так, необходимо выбрать функцию «Получить услугу» и заполнить необходимые поля заявления. Поля с номером мобильного телефона и СТИР заявителя заполнятся автоматически. После рассмотрения электронного заявления нужно подойти в районный отдел миграции и оформления гражданства МВД, сфотографироваться и забрать свои документы.06
Какие документы нужны?
Потребуются те же документы, что при получении биометрического паспорта:
- заявление;
- ранее выданный паспорт или ID-карта;
- свидетельство о рождении при первичном оформлении;
- квитанция об уплате государственной пошлины (при оплате через системы электронных платежей квитанция не требуется).
07
Стоимость карты и порядок оформления
Оформят ID-карту в течение одного рабочего дня (обычный паспорт 10 дней).
За это взимается госпошлина в размере 89% от базовой расчетной величины — 218 тыс. сумов на момент публикации.
Если во время оформления или выдачи карты обнаружат технические дефекты, ее заменят бесплатно.
Престарелым гражданам, людям с инвалидностью, нуждающимся в посторонней помощи, электронный паспорт оформляется в течении 15 дней с выездом на места работника. За это плата не взимается.
При изменении имени, фамилии, отчества, даты рождения либо при обнаружении неточностей в сведениях, можно подать заявку об обмене в паспортный стол. Рассмотрение займет пять рабочих дней. Такой же срок установлен и для выдачи при его утере.
08
Сроки выдачи
- с рождения до одного года — на два года;
- с одного года до 16 лет — на пять лет;
- с 16 лет — на 10 лет.
09
Какие данные содержит ID-карта?
Бланк ID-карты содержит:
- номер карты;
- информацию о владельце (Ф.И.О., дата рождения, гражданство, место рождения, пол, персональный идентификационный номер физического лица);
- об ID-карте (дата выдачи, кем выдана, дата истечения срока действия);
- цифровое фото.
На карте должна быть подпись её держателя (после достижения им 16 лет).
В чип вносятся:
- биографические данные;
- национальность;
- цифровое фото;
- а если он достииг 16 лет, то отпечатки пальцев рук и сертификат ключа электронной цифровой подписи.
10
Что еще?
ID-карты будут действительны только на территории Узбекистана. Для выхода за пределы страны нужно оформить биометрический загранпаспорт (бордовый).
Ожидается, что с 1 января 2022 года ID-карты можно будет получить также и через Центры государственных услуг.
11
Как быть иностранцам?
Отличие в порядке получения между гражданами страны и иностранцами, лицами без гражданства заключается в наборе предоставляемых документов и сроках выдачи (с 16 до 60 лет на пять лет).
Для получения карты нужно направиться в паспортный стол по месту постоянной регистрации. А для их замены в любые подразделения по своему усмотрению.
Надо предоставить:
- заявление;
- национальный паспорт гражданина иностранного государства;
- свидетельство о рождении (при первичном оформлении);
- ранее выданный вид на жительство;
- документ подтверждающий прекращение гражданства заявителя (в случае выхода или его утраты);
- квитанцию об оплате госпошлины.
12
Что теперь с биометрическим паспортом?
Нынешний паспорт, вид на жительство лица без гражданства и иностранного гражданина действуют до окончания их срока. Но владельцы этих документов смогут заменить их на ID-карту.
Биометрический паспорт образца 2011 года будет считаться недействительным с 1 января 2031 года.
13
А что в мире?
В основном во всех странах используется два типа документа. Для внутреннего обращения — это идентификационная ID-карта, для выезда за границу паспорт в виде книжного буклета. Приблизительно в 85 странах мира карты используются с электронным чипом.
14
Международный опыт введения ID-карт
В 2000 году Сингапур в мире одним из первых ввел для своих жителей электронные паспорта. На одной карте были объединены удостоверение личности и универсальный ключ для госуслуг.
В Малайзии налажена система подключения на карту банковских приложений, водительских прав, медицинской информации, транспортных приложений.
Опыт Эстонии, где ID-карты выдаются гражданам с 15 лет говорит о том, что их можно использовать при покупке виртуальных проездных билетов на общественном транспорте, авторизироваться при оплате страхования, идентифицировать личность при электронном голосовании на выборах.
15
ID-карта vs паспорт
Преимуществом таких карт является то, что они изготовлены из прочного, износостойкого материала. Отличаются от обычного паспорта удобством в использовании, хранением, устойчивостью к внешним воздействиям, высокой степенью сохранности информации. Чип документа защищен соответствующими сертификатами безопасности и ЭЦП, а это значит что никто кроме владельца карты не сможет воспользоваться им. Лицо получившее карту автоматически регистрируется в единой системе идентификации (One ID). Тем самым открывается доступ к использованию государственных услуг. Например, при оформлении транспортных, паспортно-визовых документов, здравоохранения и др.
16
Что дальше?
Процесс только начался. Из года в год количество услуг и подключенных сервисов на ID-карту будет увеличиваться. Со временем получит развитие и система использования карты. Появится возможность включить в нее помимо биометрических и персональных данных сведения о медицинской страховке, водительское удостоверение, ИНН, банковские карты и многое другое. Это, в свою очередь, позволит не собирать кучу разных документов.