Я заинтересовался информационными технологиями еще в седьмом классе
К концу школы уже владел тремя языками программирования. Будучи учеником 11 класса, я выиграл республиканскую олимпиаду по информационным технологиям и затем поступил на грантовой основе в Университет мировой экономики и дипломатии (УМЭД) на факультет «Международные экономические отношения».
У меня математический склад ума, еще в детстве отец говорил мне: «Ты должен знать английский, математику и компьютер — за этим будущее». Конечно же, я последовал его словам.
Окончив УМЭД в 2008 году, я стал студентом магистратуры Берлинского университета техники и экономики. Между бакалавриатом и магистратурой еще успел поработать в KDB банке в Ташкенте где-то год.
Магистратура состояла из трех семестров учебы и одного семестра практики в компании. После окончания трех семестров, я подал более 50 резюме для прохождения практики, но меня нигде не приняли, поскольку в Берлине очень много студентов, а количество предприятий ограничено.
Тогда я собрал чемоданы, уехал писать магистерскую диссертацию в Ташкент. Спустя некоторое время мне позвонили из eBay и предложили место для практики в их платежной системе PayPal.
Я прошел два интервью по скайпу, после чего мне прислали контракт и наняли на работу.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Узбекистан и Германия: в чем различия
Учиться в Берлине было интересно. В УМЭДе у нас требовали форму — костюм с галстуком. В первый день учебы в Берлине тоже надел костюм с галстуком и заметил, что все мои однокурсники ходят в шортах, сланцах.
Другое большое различие было в том, что в Ташкенте я учился со своими сверстниками, а в Берлине возраст студентов-магистрантов мог превышать и сорока лет.
Кроме того, в магистратуре наш курс состоял из 32 человек, приехавших из 22 стран — это была очень разношерстная компания с разнообразными интересами и мировоззрением.
Когда вы дружите с такими разными людьми, вы приобретаете большой опыт. В Узбекистане если и встречались студенты-иностранцы, то максимум из трех-четырех стран.
В 2010 году окончил практику в eBay и перешел в компанию General Electric. Я работал в финансовом отделе подразделения, которое производит медицинское оборудование по диагностике — рентген, МРТ и так далее.
Мне сложно сравнивать опыт работы в Германии с Узбекистаном, потому что я мало проработал на своей родине.
Но, предполагаю, что работа в крупных международных компаниях не так сильно отличается — как правило, у них есть определенные процессы и стандарты, универсальные для любых регионов, и идет минимальная локализация под законодательства стран.
Многие крупные корпорации дают вам полномочия, пытаются из вас сделать владельца компании. Например, управляю определенным бюджетом и распределяю его так, как бы распоряжался своими личными деньгами, чтобы каждый потраченный евро приносил максимальный доход.
Между средним и большим бизнесом существует большая разница — в средних компаниях ты просто должен тратить бюджет, потому что это твоя работа. Большие компании же обучают, как рисковать, принимать решения, распределять средствами или другими ресурсами, дают понять, что это ваши ресурсы, и вы должны принести максимальную пользу.
Путь в Amazon: пятичасовое собеседование
Работа в General Electric мне нравилась, но хотелось рассмотреть и другие перспективы на рынке. General Electric — это огромное предприятие, где карьерный рост идет очень медленно, и это меня смущало. Поэтому я подал пару резюме в разные компании, и через шесть−семь месяцев на меня вышли Amazon.
Мне предложили пройти собеседование через неделю, хотя в Германии обычно такие вещи планируются за месяц. Меня пригласили на интервью в ассессмент-центр, где несколько специалистов проводят собеседования сразу с несколькими кандидатами на предлагаемую должность.
Мне сказали, что надевать костюм не обязательно, поэтому я выбрал рубашку с джинсами. На интервью я оказался единственным кандидатом в рубашке и джинсах, остальные шесть человек пришли в костюмах с галстуком. Я подумал, что меня точно не возьмут.
Само собеседование длилось пять часов — пять собеседований с десятью разными сотрудниками, каждое интервью по 45 минут. Сначала нужно было решить финансовые задачи, объяснить, что показано на графиках.
Знания в сфере финансов проверялись примерно час, остальное время заняла проверка soft skills (читайте по теме: Какие навыки востребованы в Узбекистане. Мнение работодателей): какой у кандидата потенциал роста, сделает ли он все для компании и так далее.
В Amazon нанимают специалистов в соответствии с принципами культуры компании (Leadership Principles — это ключевые ценности, которыми должны обладать и руководствоваться сотрудники в своей работе), поэтому основная часть собеседования посвящена тому, насколько вы демонстрируете эти качества и ценности.
После пятичасового интервью я уехал домой, и буквально через два часа мне позвонили и сообщили, что все десять специалистов-рекрутеров проголосовали за мою кандидатуру. Обычно этот процесс занимает две недели.
Незадолго до этого я проходил интервью в Deutsche Bank. Собеседование было успешным и мне предложили работу в отделе по борьбе с отмыванием денег. Мне пришлось сделать выбор.
Поскольку я всегда больше интересовался технологиями, то предпочел Amazon. Я начал работу финансовым аналитиком на огромном логистическом центре, по размерам он занимал около десяти футбольных полей.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Карьера в Amazon: talent review и постоянное развитие
Работа в такой быстрорастущей компании означает, что вводные данные меняются каждый день. Это все равно, что поменять двигатель самолета во время полета, при чем не останавливаясь.
В банке в Ташкенте все происходило по графику — я знал, что сегодня мне нужно зарегистрировать, к примеру, десять контрактов, сделать пять транзакций, встретиться с тремя людьми.
В Amazon каждый день сталкиваетесь с новыми вызовами, конечно тоже есть своя рутина, но в основном нужно быстро принимать правильные решения, общаться с людьми.
Один из больших челленджей для меня до сих пор — работать между часовыми поясами. Приходится вставать в три утра, чтобы поговорить с Сиднеем, а поздно вечером связаться с Сиэтлом, чтобы прийти к какому-то общему мнению.
Проработал пять лет в том Amazon, через который вы заказываете товары. Я занимался оптимизацией логистики, цен, расходов на персонал. Представьте, один такой логистический центр может иметь 3−5 тыс. сотрудников.
С финансового аналитика я вырос до старшего финансового аналитика, затем до контроллера. Моя последняя роль в этом направлении — я был финансовым менеджером на два больших логистических центра с несколькими тысячами сотрудников.
После этого перешел в Amazon Web Services. Это быстроразвивающееся подразделение занимается глобальной инфраструктурой для интернета, строит дата-центры и предоставляет облачные сервисы, предлагающие вычислительные мощности, хранилище баз данных, доставку контента и другие функции.
Сейчас являюсь финансовым директором Европы, Среднего Востока и Северной Африки, моя работа — управлять дата-центрами, следить за их доходами и расходами.
Моя карьера развивалась быстро, за что я благодарен компании. Каждый год в больших компаниях вроде Amazon проходит процесс talent review: специалисты рассматривают, какие таланты есть в коллективе, кто показывает хорошие результаты.
Возможно, я не был самым умным, но зато работал много, добросовестно и правильно, а это очень важно для финансовой сферы. В Amazon любая инвестиция — это вопрос «Какую пользу это принесёт нашим клиентам?».
Обычно мы с менеджментом думаем в этом плане одинаково, но бывают такие ситуации, когда нам нужно стоять на своем до конца и отстаивать свою точку зрения.
В головном офисе Amazon. Фото: личный архив
В процессе talent review постепенно продвигается ваша карьера, но вы должны чего-то достигать. В первые годы работы в Amazon одним из моих больших результатов стала оптимизация процессов в Европе.
До этого подобная оптимизация началась в США, мне все это стало очень интересно, и я захотел быть лидером такого проекта в Европе — приготовил план и с двумя коллегами полетел в США, чтобы изучить этот процесс.
В итоге в Германии провели оптимизацию даже лучше, чем в Америке. После этого я был замечен и стал контроллером в логистическом центре.
Через год мы начали открывать логистические центры в Англии, Польше, Чехии. Мне предложили участвовать в этом процессе вместе с командой из 11 человек.
Нам приходилось не только давать рекомендации по созданию центров, но и самим нанимать персонал и так далее. В одной из таких поездок мы две недели буквально не выходили из отеля: проводили по восемь собеседований в день, каждое — по часу, а вечером обсуждали кандидатуры.
Этот метод называется mass hiring, он применяется, чтобы быстро набрать персонал. Мы кооперировались с большими компаниями, которые предоставляли резюме и находили заинтересованных кандидатов. За 10 лет работы в компании я провёл более 500 собеседований.
Спустя три года я стал People Manager. У меня уже появилась своя команда — специалисты, работавшие в крупных логистических центрах. На этой должности я меньше вовлекался в ежедневные процессы, больше — в управление персоналом.
Всегда считал, что ежедневная рутина — это неинтересно, нужно изучать что-то новое, поэтому старался сотрудничать с инженерами в плане оптимизации оборудования и процессов.
Полученные знания всегда мог конвертировать в финансы, сэкономить. А сэкономленные деньги — это заработанные деньги.
В Amazon Web Services я стал первым сотрудником финансового отдела, нанятым в Европе. Бизнес только развивался, и моей задачей было нанять команду и установить универсальные процессы и стандарты, которые не противоречили бы законодательству той или иной страны.
В первый месяц я просто не выходил из дата-центра и пытался понять, как это работает. Не изучив процессы, вы не можете нанять персонал, определить свои цели и задачи.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Узбекского образования достаточно, но нельзя расслабляться
Многие ребята спрашивают, как работается в подобном бизнесе. Я скажу, что университеты в Узбекистане дают более, чем достаточное образование, чтобы быть одним из лучших любой международной компании.
Я имею дело с людьми, которые учились в Массачусетском технологическом институте или в Оксфордском университете, мы все на одном уровне. Важно выучить язык и найти ваш интерес: технологии, математику, гуманитарные предметы.
Вы должны хорошо освоить и разговорный, и профессиональный язык. Если вы можете рассказывать шутки на иностранном языке и понимаете юмор, значит, вы можете уже что-то презентовать на этом языке или написать какой-то тезис.
Трудность может быть лишь в том, что надо знать процессы бизнеса, в котором вы хотите работать.
В узбекских университетах база вроде физики и математики преподается на уровне с европейскими университетами. Возможно, в Узбекистане еще не обучают новым технологиям вроде искусственного интеллекта и машинного обучения.
Но повторюсь, образование у нас дают хорошее, а остальное зависит от человека.
Программирование сейчас можно выучить за пару месяцев с помощью YouTube. Я знаю несколько программистов из международных компаний, которые учились подобным образом или по старым книжкам. Они работают в «Яндекс», Microsoft, Google, и считаются одними из лучших в Европе.
При поступлении в магистратуру я был одним из лучших по математике, экономике и финансам. Эти знания мне дал мой университет, но, к сожалению, не все остается в голове, некоторые вещи надо повторять.
Задача университета — дать вам направление и общие знания. Если вам интересно — вы идете дальше сами.
Я считаю, что нужно исполнять свои обязанности на сто процентов и плюс еще больше. Важно привносить в команду свои идеи и наработки. С этой точки зрения в Amazon вас очень поддержат, один из наших принципов — вы не должны бояться провалиться.
Нередко мы пробовали какой-то продукт, он у нас не пошел, и мы просто переключались на что-то другое. Во многих компаниях поддерживается идея, что люди должны оставаться креативными.
На встрече с премьер-министром Ирландии. Фото: личный архив
Ваше дело должно не только приносить деньги, но и мотивировать вставать утром. Мне часто задают вопрос: «Ты уже десять лет в этой компании, чем ты мотивируешься?». Я работаю со специалистами мирового класса, у которых могу чему-то учиться.
Уверен, они тоже хотят узнать что-то новое, чтобы не стагнировать. Деньги, конечно, важны, но вы не можете работать несколько лет, просто получая деньги и просиживая на работе. Когда-нибудь это все так надоест, что вы станете демотивированным и токсичным.
Я всегда говорю своим новым работникам: «Ты можешь автоматизировать процессы, чтобы два рабочих часа уходило на рутину, а остальные шесть ты можешь инвестировать во что-то: выучить новый язык программирования, помочь с интервью и так далее».
Стараюсь распределить работу так, чтобы каждый сотрудник изучал какое-то направление: потребление энергии, дизайн дата-центров и так далее.
Это правильно, что специалисты работают не только с финансами, а получают какие-то дополнительные знания, люди должны быть любопытными, а не довольствоваться тем, что есть. Об этом есть даже книжка «Кто украл мой сыр?», я часто дарю ее своим коллегам.
Куда движется электронная коммерция в Узбекистане
На рынке Узбекистана есть компании, которые пытаются внедрять электронную коммерцию. Мое личное мнение: предприятиям нужно объединяться и создавать какой-то комитет по электронной торговле.
В первую очередь надо проработать всю инфраструктуру, законодательство, прописать правила. В европейских странах с этим легче, потому что в той же Германии еще до Amazon большие компании все проработали, и эта систему уже налажена.
Любая фирма заходит на рынок и уже знает, что и как. Думаю, в Узбекистане система электронной коммерции еще не налажена и не интегрирована на международном уровне.
При этом за последние пять лет в этом направлении был достигнут большой прогресс, но я еще не видел лидеров в этом сегменте.
E-commerce пока еще делает первые шаги, но в некоторых аспектах страна даже обгоняет Европу. Мне нравятся сервисы оплаты вроде Click и Payme — из любой точки Узбекистана можно оплатить буквально все.
В Германии такого нет, каждая компания заключает с вами отдельный контракт и автоматически снимает со счета или с карты деньги, но вы не можете с помощью одного приложения оплатить сразу квартплату, интернет и электричество.
Это большой прорыв, что компании смогли представить очень хороший продукт на рынок, но это не предел. Думаю, онлайн-сервисы и госуслуги будут активно развиваться следующие десять лет.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
В Германии онлайн-госуслуги хорошо внедрены, я не помню, чтобы за последние два−три года ходил за какой-то справкой. Любой документ вам могут прислать по почте, а их, как правило, очень много.
Такие сервисы позволяют сократить персонал, ведь зачем иметь десять человек в штате для выписки справок, если можно автоматизировать процесс. Думаю, мы тоже пойдем по этому пути, в Узбекистане уже есть подобные сервисы.
У меня есть планы вернуться в родной Узбекистан, и для этого наше государство сегодня создаёт очень благоприятные условия. С развитием электронной коммерции и облачных технологий, я уверен что мой опыт будет востребован.
Я часто задаюсь вопросом, какую пользу могу принести своей стране. Ко мне обращаются компании с просьбой помочь, проконсультировать и так далее.
Также я регулярно читаю лекции по финансовому управлению, развитию электронной коммерции и электронных платёжных системах, но пока только в Германии, в будущем возможно буду делать это и в Узбекистане.