Группа компаний Havoqand people впервые выходит за пределы страны. В рамках партнерской франшизы планируется открытие до конца года четырех филиалов сети ресторанов Les Ailes и Chopar в Шымкенте и Туркестане.

Spot поговорил с франчайзи Мирсаидом Сатыбалдиевым, предпринимателем (Eldorado, Global Coffee и другие проекты), инвестиционным партнером в Казахстане об открытии, узбекских брендах и с какими сложностями столкнулся при выводе франшизы на новый рынок.


Мирсаид Сатыбалдиев,

инвестиционный партнер сети ресторанов Les Ailes и Chopar в Казахстане.

Я учился в Ташкенте, после окончания колледжа в 2014 году вернулся в Казахстан.

Еще будучи студентом любил сеть ресторанов Les Ailes, часто приходили с друзьями.

Сходить в Les Ailes по приезду сюда стало традицией, и в новые визиты я стал замечать, что филиалов становится больше, почти в каждом молле, во всех районах есть точки.

Мне стало интересно, что за этим стоит и как эти бренды завоевывают аудиторию в Ташкенте.

У меня было несколько проектов в Казахстане. И я четко увидел разницу в своем опыте и том, что делает Ахмад Мелибаев (основатель группы компаний Havoqand People — Les Ailes, Chopar и другие проекты — прим. Spot), и его команда в Ташкенте.

В чем сложности запуска

Новый продукт — это всегда вызов. Я живу в Туркестане, там сложностей почти нет, мы хорошо знаем локальные вкусы, я знаком со всеми, кто делает ресторанный бизнес и знаю, что нас ждет.

Единственный барьер в моем родном городе — это, возможно, репутация моя и моей команды, ведь мы до этого делали в основном проекты ресторанного формата — дорого, богато, роскошно, атмосферно.

Фаст-фуд для нас неизведанная ниша. Но в этом и смысл. Я очень люблю сложные проекты и все новое.

Основные вызовы нас ждут в Шымкенте, и позже в Алмате. Там жесткая конкуренция и свои правила.

В Шымкенте мы столкнулись с проблемой локации. Так, к примеру, еще весной мы нашли место, а арендодатель начал играть с ценами, резко их завышать.

Думаю это было связано с тем, что бренд не местный. В итоге мы прервали переговоры и взяли другое место. После запланировали попасть в шымкентскую Mega Planet, а это, в свою очередь, вообще задача из категории «невозможно».

Но мы с Ахмадом интуитивно решили, что нам надо туда, это важная точка фаст-фуд формата и история наших проектов должна начинаться именно тут.

Еще есть много других нюансов, которых нет в Узбекистане. Например, у нас если у точки нет хотя бы четыре-пять парковочных мест, филиал скорее всего «не зайдет».

Мы с Ахмадом побыли в трех городах. После этого возникло понимание, что нужна «хайповая» точка, потому что в Казахстане хайп сейчас решает почти все. Как говорится, «Казах без понтов — беспонтовый казах».

Бизнес в деталях

Поиск инвестора. Я из тех, кто полагается на интуицию — внутренние ощущения еще никогда не подводили. Потом, конечно, собираем и смотрим цифры.

Это не первый мой инвестиционный проект, который я запускаю в партнерстве. Начальный опыт таких отношений был с ребятами из Global Coffee, раскрутивших более чем 50 точек.

Что касается Les Ailes и Chopar, то здесь сработал продукт. Никому ничего не говоря, с партнерами приехал в Ташкент, и пригласил их в Les Ailes.

Попробовали, получил их обратную связь. Сказали: «Неплохо, плюс упаковка крутая, даже в Шымкенте такого нет».

Так я решил встретиться с Ахмадом Мелибаевым. Потом после знакомства, вообще отпали все сомнения, у нас много общих ценностей.

Первое время весь операционный менеджмент будет из Ташкента. Лично сам Ахмад Мелибаев со своей командой поможет усилить бизнес локальными специалистами.

Дальше он выйдет из управления и мы выйдем в партнерскую франшизу в классическом варианте, с роялти.

Потом планируем открывать в Алматы штаб-квартиру. Оттуда уже будет полное независимое управление.

До конца года откроем четыре точки — в Туркестане и в Шымкенте.

После Шымкента и Туркестана перейдем в Тараз, потом Алмата, а затем — курс на столицу. На ближайшие два года у нас запланировано открытие 10 филиалов.

В целом, мы хотим протестироваться на городах, где меньше выбора и больше лояльности аудитории.

Недавно опубликовали тизер о запуске. Было много вопросов по Chopar. Ну это, опять же, особенности рынка и аудитории, для казахстанцев Les Ailes звучит круто, в тренде.

С Chopar были вопросы, слово на узбекском, не все знают смысл, из-за восточного колорита в бренд-айдентике многим хотелось казахских мотивов в оформлении, стиле.

Но потом, когда перевод слова узнают, когда видят, как в Узбекистане выглядит Chopar, что он про семью, про быструю доставку и про сытную пиццу, вопросы уходят.

Выход в ноль. На первый год сумма инвестиций в проект составила $500 тыс. Если все получится так, как мы планируем, то уже через восемь-десять месяцев сможем выйти на ноль.

В среднем возврат инвестиций по франшизе — два-три года.

В чем особенности узбекского рынка

В Узбекистане культ еды. Это вам скажет любой путешественник. Но еще я заметил, что люди здесь довольно «избалованные» с точки зрения еды.

У вас очень вкусная национальная кухня и ее очень много. Всем остальным приходится конкурировать с ней, а это немного сложно. И поэтому любой другой общепит, выходя на рынок, думает о продукте.

И если смотреть на рынок общепита в Узбекистане, вот он для меня лично про продукт — здесь вкусная и качественная еда. И что очень примечательно — у тебя огромный выбор блюд, и всегда под рукой потрясающий узбекский плов.

В Казахстане не так. У нас важно, чтобы место было «хайповым», модным, с отличной атмосферой для селфи, и возможностью встретить блогера.

Даже в фаст-фуд проектах очень много внимания уделяется именно атмосфере в заведении. К сожалению, из-за этого теряется фокус на продукте. Получается — красиво, модно, стильно, но невкусно.

В целом узбекский рынок это про «вкусно».