Казахстанский бизнесмен, основатель управляющей компании Seimar Investment Group Маргулан Сейсембаев дал интервью Forbes Kazakhstan. С главными тезисами можно ознакомиться на сайте издания.
В интервью он рассказал о том, как его проекты переносят кризис, связанный с пандемией, и какие выводы он извлёк из ситуации. По словам Сейсембаева, в настоящее время он распоряжается тремя основными инвестиционными портфелями.
Долгосрочные вложения
Первый портфель предназначен для сохранения стоимости вложенных в него средств, хотя он практически не приносит текущих доходов. Для Сейсембаева таким «антидевальвационным активом» являются его сады.
«Они как картины: доходность приносят крайне маленькую, дивиденды копеечные, однако с годами стоимость садов растет. Ведь чем старше дерево, тем больше у него развита корневая система, и соответственно, тем дороже сады стоят», — говорит предприниматель.
Антикризисные активы
Во второй, «антикризисный» портфель входят, среди прочих, образовательный проект Tamos Education, завод соевого шрота «Узмай» и птицефабрика «Алель Агро».
Маргулан говорит, что эти активы служат источником доходов в кризисные моменты, хотя приносят хорошие дивиденды и в другое время.
Вот как Сейсембаев объясняет доходность своего птицеводческого бизнеса: «Во время кризиса люди начинают отказываться от конины, говядины или баранины и „скатываются“ к более дешевому мясу. В то же время, когда нет кризиса и все нормально, бедные люди начинают богатеть и также потреблять куриное мясо».
Предприниматель считает курицу «входом в мясной белок» и добавляет, что в Узбекистане также растёт потребление куриного мяса.
«Лотерейные билеты»
Активам из третьего портфеля Сейсембаев отводит роль лотерейного билета: с одной стороны, уровень риска в них высок, с другой — отдача в них может быть многократной. В первую очередь, сюда включены IT-проекты бизнесмена, и именно его он считает наиболее перспективным.
«Традиционно этот портфель занимал у меня 20%, но сейчас, к счастью, он вырос до 40%. Думал, как бы ужать этот портфель, но теперь думаю над тем, чтобы выходить со всех офлайн-бизнесов и переходить в онлайн-проекты», — заявил Маргулан.
Полная версия интервью доступна на Youtube-канале казахстанской версии Forbes.
Ранее Spot публиковал интервью с Максом Мудровым о переходе в онлайн магазина бижутерии Stacy Store.