Узбекистан стремится стать ведущей страной Центральной Азии в сфере зелёной энергетики, пишет Financial Times.
Так, издание отмечает, что в конце августа в Навоийской области была введена в строй первая крупная фотоэлектростанция «Нур-Навои» мощностью в 100 МВт.
Зелёные возможности
Ранее основная доля электроэнергии в Узбекистане производилась на тепловых электростанциях из угля и газа. Однако низкие затраты на генерацию от солнца и от ветра подталкивают страну к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).
Особенно большие перспективы у ФЭС — в Узбекистане порядка 320 дней в году солнечные. К 2030 году страна планирует получать более четверти электричества из ВИЭ. В правительстве считают, что «зелёный» переход способен дать экономике мощный толчок.
«Мы видим для себя возможности в зелёной экономике», — заявил министр экономического развития и сокращения бедности Джамшид Кучкаров изданию. — «Чтобы войти в ряды стран с доходами выше среднего, нам нужен скачок. В зелёной и цифровой экономике мы можем найти шанс для скачка».
Кучкаров видит «большой потенциал» в солнечной энергетике и готов продвигать её расширение — это «не просто мода, но и экономически осмысленный ход».
Солнечный край
Наблюдатели считают, что ставка на альтернативную энергетику может помочь Узбекистану увеличить производство электроэнергии и покрыть спрос. Быстро растущее население и экономический подъём стали драйверами роста потребности в электричестве.
Правительство прогнозирует, что через пять лет потребление возрастёт в 1,5 раза — до 100 млрд кВт*ч в год.
Президент Шавкат Мирзиёев в числе проектов по реорганизации энергетики упомянул доведение доли ВИЭ в общих мощностях до 30%, поскольку «зелёная экономика и возобновляемые источники энергии составят основу устойчивого развития в XXI веке».
ФЭС «Нур-Навои», простроенная компанией из ОАЭ Masdar с привлечением средств ЕБРР и Азиатского банка развития, стала первым из 19 проектов в сфере ВИЭ, запланированных на следующие пять лет. Их общая стоимость составляет $6,5 млрд.
Кроме Навои, Masdar планирует создать три объекта солнечной энергетики — в Сурхандарье, Джизакской и Самаркандской областях. Сейчас Минэнерго проводит тендеры ещё на три ФЭС.
Масштабные планы
Не остаются без внимания и другие виды ВИЭ. ACWA Power построит в Каракалпакстане крупнейшую в Центральной Азии ветряную электростанцию, а Masdar уже работает над ветряной фермой в Навоийской области. В гидроэнергетике анонсировано 62 проекта по созданию и обновлению мощностей.
К 2030 году, по плану Минэнерго, 45% электричества в Узбекистане будет генерироваться на тепловых электростанциях из природного газа, 17% — на ФЭС, 13% — на ГЭС, 8% придётся на атомную энергетику и 6% на угольные ТЭС.
Джамшид Кучкаров также заявил FT, что в план «зелёного» развития входит расширение использования электротранспорта, а также их производство.
Государство уже предоставляет льготы при ввозе электромобилей и рассматривает введение субсидий на их покупку, чтобы заинтересовать потребителей.
Быстрое решение
Аналитики уверены, что Узбекистан имеет все основания расширять использование ВИЭ — в стране уже несколько лет ощущается нехватка электроэнергии вплоть до отключений.
В частности, Бен Годвин из Prism Political Risk Management отмечает, что ключевым фактором роста интереса к ВИЭ в Узбекистане стала нехватка электричества, особенно в отдалённых районах.
Страна уже является одним из лидеров в развитии альтернативной энергетики наравне с Казахстаном, добавляет он.
«С учётом скорости, с которой возобновляемые источники могут добавить [энергетические] мощности, это крайне привлекательный вариант для Узбекистана», — подчеркнул эксперт.
Атомный вариант
Годвин также отмечает, что Узбекистан также вносит вклад в снижение атмосферных выбросов добычей урана и редкоземельных металлов. Следующим логичным шагом, по его словам, станет задействование ядерной энергетики в Узбекистане.
Узбекистан заключил договор о строительстве АЭС с «Росатомом» в 2018 году. В 2019 году стороны определились с местом строительства в Джизакской области. В настоящее время продолжается подготовка проектной документации, проект оценили в $11 млрд.
Скотт Ошерофф, замдиректора инвестфонда Asia Frontier Capital Uzbekistan, считает, что для Узбекистана целесообразно сфокусироваться именно на АЭС в силу постоянства их работы.
«Узбекистан входит в топ-10 производителей урана, поэтому он бы выиграл от перехода с углеводородов на ядерную энергетику — может быть, даже с обходом солнечной и ветряной. Они не предоставят фундамента и, скорее всего, будут связаны с газовыми электростанциями», — объяснил он позицию.
Ошерофф также заметил, что развитая сеть электропередач позволит Узбекистану не только добиться самодостаточности в энергетике, но и экспортировать электроэнергию.
Ранее Spot писал о планах Шавката Мирзиёева по строительству в Узбекистане «зелёной экономики».