Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.


С чего все начиналось

Будучи еще студенткой Национального университета Узбекистана (бывшего ТашГУ) мне всегда хотелось заработать дополнительных денег.

Открытие полиграфии тогда казалось прибыльным делом. Помню, как первое время мы печатали визитки и продавали их на базаре. Позже стали принимать заказы на флаеры, буклеты и на наружную рекламу.

В начале 2000-х годов мой опыт работы позволил занять должность директора в одной из типографий Ташкента, куда я привела несколько своих постоянных клиентов.

Рабочий день начинался в 9 утра и заканчивался в 10 вечера, тогда практически все обязанности лежали на мне, темп был бешеный.

Изучив почти все внутренние процессы этой сферы, я поняла, что хочу заниматься своим делом в удобном для меня ритме. Так в 2007 году мы открыли Discovery Print.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сумма инвестиций на старте. Мы начинали с одним компьютером и простым офисным принтером, со своим капиталом в $500. Спустя год после успешной работы вложили еще $15. тыс.: $8000 — прибыль компании за год и $7000 — заемные средства.

Чтобы открыть типографию сейчас, понадобится примерно следующее:

Объект

Сумма (в долларах)

Аренда помещения

650

Ремонт

от 3000

Мебель

500

Оборудование (компьютер, принтер, дупликатор и т. д.)

от 1000

Расходные материалы

на начальном этапе от 100, после — 7000

Коммунальные затраты
100


Помещение и локация. Нам очень повезло с арендодателем. Он пошел нам на встречу и первые три месяца не брал с нас плату.

В тоже время нам пришлось хорошо вложиться в ремонт, так как помещение не было обустроено под офис. Сейчас с теплотой вспоминаю те времена, когда на помощь приходили даже родители и тоже помогали с ремонтом.

На первых порах нужно арендовать небольшое помещение для нескольких компьютеров, принтеров, копировального аппарата. По возможности разместите свой бизнес в оживленном и многолюдном месте.

Продвижение: сарафанное радио и соцсети

На привлечение клиентов мы не отводили специального бюджета, так как главным образом узнаваемость нашей компании происходила при помощи «сарафанного радио».

Я считаю, что добрые отношения с клиентом — наша главная отличительная черта. Мы сделали ставку на хорошее обслуживание и только выиграли от этого. Качественно выполненная работа стала привлекать новых клиентов — друзей и знакомых наших постоянных покупателей.

Но времена меняются, технологии и прогресс не стоят на месте, поэтому сегодня мы также делаем рекламу в социальных сетях, периодически проводим конкурсы и розыгрыши на страничке в Instagram.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Если ваша компания будет отсутствовать в виртуальном пространстве, то у клиента появятся сомнения. Сегодня люди привыкли искать информацию в интернете, изучать, сравнивать предложения на сайтах.

Пока через соцсети мы получаем мелкие заказы частных лиц, крупные же приходят к нам в основном по рекомендациям других клиентов. Еще эффективным является создание качественного сайта, разработка которого стоит от $3000 и доходит до $15 тыс.

Прибыль и сроки окупаемости

В целом, срок окупаемости полиграфии составил один год. Первый год ушел на формирование штата сотрудников, ремонт помещения, пополнения основных средств компании.

Сейчас прибыль компании составляет $2000−3000 в месяц в зависимости от сезона. Часто летом доход снижается, а в период праздников — достигает пика.

Так как полиграфия предлагает широкий спектр услуг (начиная от создания и печати визиток, буклетов, книг, заканчивая сувенирной и пост печатной продукцией), вычислить средний чек компании практически невозможно.

Но в день приходит примерно около 40 клиентов. Они могут обратиться как за услугами ксерокса за 300 сумов, так и заключить контракт на оформление мероприятия наружной рекламой на десятки миллионов сумов.

Конкуренция и рынок. Рекламный рынок очень вырос с момента появления нашей компании. Когда мы открывались, чувствовали себя чуть ли не монополистами.

Сегодня, бесспорно, запустилось еще очень много подобных нам фирм, что создает конкуренцию и ведет к снижению уровня цен на услуги.

Несмотря на это, рынок сам по себе очень емкий, спрос на услуги большой, поэтому есть еще куда расти.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Работа с клиентами. Нашими клиентами являются как физические лица, так и юридические. В этой связи, мы разработали пакет услуг для определенных сегментов рынка, предлагая нужный сервис нужному клиенту. Это способствовало заметному расширению нашей клиентской базы.

Важным приоритетом компании является то, что довольные заказчики продолжали с нами дальнейшую работу, а также рекомендовали нас своим друзьям и близким.

Поэтому человечность и индивидуальный подход к каждому являются важными факторами в ведении бизнеса.

Как зарегистрировать

Регистрация. Для начала нужно решить какой вид услуг вы будете оказывать, оценить количество сотрудников, выбрать удобную форму собственности предприятия.

Перед тем как регистрировать фирму в хокимияте, тщательно продумайте имя компании. Далее откройте счет в банке, получите терминалы и кассовые аппараты, встаньте на учет в налоговой и инкассационной службах.

Все подготовительные работы занимают около месяца. За это время желательно найти место и получить договор аренды.

Персонал. Чтобы избежать расходов на зарплаты сотрудникам на начальном этапе я и мой молодой человек выполняли все заказы самостоятельно. Сейчас же в компании трудится восемь человек.

Знание продукта, принципы человечности, позитивный настрой, независимый от ситуации, — это то, что присуще каждому члену нашей команды. Для нас в первую очередь важны человеческие факторы, а всему остальному можно научить.

На зарплату сотрудникам уходит около $3000 в месяц.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сложности и совершенные ошибки

За 14 лет работы компании на рынке, понимаю, что был допущен ряд ошибок. Лично мне не хватало знаний, как при общении с сотрудниками, так и по вопросам финансовой грамотности.

Кроме того, дополнительной сложностью являются:

  • отсутствие на рынке поставщиков качественного оборудования;
  • перебои с поставкой расходных материалов;
  • ориентация некоторых клиентов на цену, а не на качество — сопутствующие проблемы в ведении бизнеса.

Бизнес в пандемию. Безусловно, пандемия застала нас врасплох. Естественно, что в период локдауна никому не нужна была типографская и сувенирная продукция. Я сильно переживала за компанию и сотрудников.

Но в последствии, к нам обратились представители сети супермаркетов Makro с большим заказом на изготовление защитных масок-экранов с фирменным логотипом. Это был новый вид деятельности для нашей компании, но мы успешно представили тестовый образец и получили заказ на крупную партию товара.

Также у нас было несколько других заказов. Благодаря этому, наша компания не только не понесла убытки в пандемию, но и укрепилась на рынке услуг.

Планы. В дальнейшем, мы планируем выйти на цифровой рынок, чтобы каждый при малой затрате времени мог осуществить свой заказ через интернет. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы сделать нашу маленькую компанию еще более привлекательней для инвестирования.


Spot благодарит Ольгу Пушкину и ее компанию за помощь в подготовке материала. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.