Казахстан с начала года сталкивается с дефицитом новых автомобилей, пишет Forbes Kazakhstan.
Нехватка автомобилей в автосалонах ощущается ещё с прошлого декабря. Представители индустрии называют ряд причин этой проблемы — и все они связаны с пандемией.
Кризис полупроводников
Одной из причин была названа нехватка микросхем для автомобилей. После перехода значительной части жизни в онлайн по всему миру взлетела потребность в электронике. В результате поставщики полупроводников перестали справляться со спросом.
«Спрос на новые автомобили растет, а производство падает», — прокомментировала гендиректор Orbis Auto Динара Искакова. — «Причем нехватка новых автомобилей связана не только с высоким спросом, но еще и со сложностями на производствах — тотальной нехваткой электронных чипов и комплектующих».
Проблему усугубляет сокращение производства чипов на части заводов вследствие ограничительных мер, добавила она.
Кризис производства микросхем наблюдается уже почти год. От него страдают автопроизводители по всему миру — например, GM закрыла ряд своих североамериканских заводов. BCG предполагает, что из-за этого в 2021 году выпустят на 7 — 9 млн машин меньше, чем ожидалось.
Большой спрос и маленькое предложение
Ещё один фактор — задержка поставок автомобилей и комплектующих, а также нарушение логистических цепочек в целом. Логистические компании сообщают о нехватке контейнеров и вагонов для перевозки грузов, из-за чего падает пропускная способность.
«Китай уже три месяца не пропускает наши грузы, у нас там скопилось больше тысячи контейнеров с машинами», — объяснил изданию Нурлан Смагулов, глава компании «Астана Групп», заведующей старейшей автокомпанией Казахстана Astana Motors.
Третьей причиной стал резкий рост спроса на автомобили во время пандемии, вызванный желанием казахстанцев обзавестись новыми моделями.
Согласно отчёту Ассоциации казахстанского автобизнеса, в январе-августе 2021 года в стране было продано на 42% больше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Отмечается, что та же Astana Motors продала рекордное количество авто, хотя не была к этому готова.
«Соотечественники перестали ездить за рубеж, проводить большие тои, делать подарки, и они хотят покупать машины», — добавил Смагулов.
Вместе с уменьшением предложения возросли цены на автомобили — по данным Astana Motors, они выросли в зависимости от модели и бренда на 2 — 15%. Кроме дефицита, аналитики отмечают в качестве причин изменение курса валют, а также растущую стоимость металла, комплектующих и энергозатрат.
Эксперты расходятся в мнениях по поводу сроков кризиса. Одни считают, что рынок восстановится в ближайшие месяцы, другие — что кризис продлится до конца 2022 года. Однако практически все сходятся в одном — проблема разрешится не раньше начала нового года.
А как в Узбекистане?
Дефицит новых авто ощущается и в Узбекистане. Согласно недавнему отчёту ЦЭИР, в августе рост авторынка был целиком обеспечен вторичным сегментом, в то время как первичный сократился более чем на треть.
Так, в августе было выпущено всего два автомобиля Lacetti-Gentra, а производство Spark совсем остановилось. Единственными моделями, не затронутыми спадом, стали Damas и Labo.
На конец месяца очереди за новыми моделями составляли несколько десятков тысяч. В UzAuto Motors объяснили остановку производства переходом на новую платформу — хотя перед началом работ компания обещала, что они не скажутся на графиках поставок.
На прошлой неделе UzAuto объявила о восстановлении производства всех моделей.
Ранее Spot писал о том, что в первом полугодии 2021 года Казахстан забрал 94% всего экспорта UzAuto Motors, а Chevrolet Cobalt и Nexia заняли первое и второе места по продажам в Казахстане.