С начала года доля проблемных кредитов (NPL — Non-performing loan) в портфеле банков выросла в три раза. Если по состоянию на 1 января она составляла 2,1%, то к 1 августа она выросла до 6,2%, следует из данных Центрального банка.
«Мы считаем это плата за быстрый рост кредитного портфеля в предыдущие три года. У нас был период, когда портфель рос на 55%. Также сказались последствия пандемии. Третья причина — увлечение банков кредитованием населения», — сказал зампред Центрального банка Аброрхужа Турдиалиев в ходе Ташкентского экономического форума.
По его словам, в общем объеме NPL доля кредитов физических лиц за первые восемь месяцев увеличилась с 17% до 28%.
За три года размер кредитов населению увеличился в 3,3 раза. Темпы роста существенные, отметил зампред ЦБ. При этом в структуре кредитов населению основную часть составляют не автокредиты или ипотека, а микрозаймы.
«С 2018 года банки начали значительно увлекаться этим [выдачей микрозаймов физлицам]. Мы с первых дней поэтапно принимали макропруденциальные меры — установили максимальную процентную ставку на день и год, стремились максимально сформировать правильную культуру взаимоотношений банков и заемщика. Хотели, чтобы банки были максимально сдержанными и не стремились к высокой маржинальности за счет выдачи займов плохим заемщикам. Несмотря на это рост идет и наверняка продолжится. Потому что спрос населения на банковские продукты только увеличивается», — отметил Турдиалиев.
Представитель регулятора добавил, что банки оказались не готовы урегулировать проблемные кредиты в таких объемах. В частности, не было достаточного количества сотрудников, работающих в этом направлении, а у имеющихся не хватало знаний и навыков.
В последние несколько месяцев банки начали системно подходить к этой проблеме, подчеркнул зампред Центробанка. В частности, увеличивать количество сотрудников, работающих с проблемными активами, нанимать профессиональных юристов, специализирующихся в этой области.
Что касается кредитов юридических лиц, основная часть проблемных активов возникает из-за отсутствия у банков системного подхода к проблеме:
«Процедура [взыскания долгов] была формальной — если прошло три месяца, банки автоматически начинали судебный процесс, приостановление счетов. Это усложняло ситуацию потому, что у бизнеса не было возможности оплатить электричество, газ, что приводило к приостановке производства. И заемщик превращался в абсолютно безнадежного», — пояснил Турдиалиев.
Центральный банк рекомендует игрокам рынка иметь стратегию работы с проблемными активами, иметь определенное видение судебного и внесудебного взыскания, работы со взысканным имуществом, идентификации проблемного заемщика.
«Нужно понимать, жизнеспособный бизнес или нет. Стоит ли начинать судебный процесс. Может лучше дать облегченные условия и оздоровить его. Банки должны меняться, научиться выявлять на ранних стадиях — то есть работать не с проблемными активами, а выявляется субстандартный актив, принимать по нему решение и улучшать ситуацию на ранней стадии», — подытожил зампред Центрбанка.
Ранее Spot писал о том, как изменились проблемные кредиты за три года.