Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал посвящённый офшорным схемам отчёт по так называемым Pandora Papers. Текст доклада выложил Guardian и ряд других изданий по всему миру.
Свыше 600 журналистов потратили два года на изучение 11,9 млн попавших в ICIJ документов с данными о компаниях, обслуживавших состоятельных клиентов через офшоры. Эта утечка конфиденциальных данных уже считается крупнейшей в истории.
По сообщению Guardian, в массиве данных фигурируют 35 бывших либо нынешних глав государств и правительств, свыше сотни миллиардеров и многие другие влиятельные лица из 45 стран мира.
Несколько заметных персон из списка Pandora Papers связаны с Узбекистаном. Среди них — Мохаммед Амерси, консультант по сделкам в телекоммуникационной сфере.
В 2007—2013 годах он сопровождал работу шведской Telia в Узбекистане и других странах Центральной Азии, за что получил $65 млн вознаграждения.
Guardian пишет, что в 2009—2010 годах он консультировал шведскую компанию по «сложной транзакции» с Узбекистаном на $220 млн — как выяснилось позднее, она оказалась взяткой.
По данным в массиве ICIJ, Бекзод Ахмедов, позднее обвинённый США в участии в коррупционной схеме, обсуждал с Амерси план выкупа Telia 20% акций Ucell у офшорной компании в обмен на содействие в получении разрешений на работу в Узбекистане. За содействие Амерси получил $500 тысяч через свою офшорную фирму.
Как сообщила бывший главный менеджер Telia по законности и этике Михаэла Альберг, компания подозревала его в неподобающей деятельности в других странах региона, особенно в Казахстане.
Адвокаты Амерси отрицают обвинения в его адрес. По их словам, он рассчитывал на добросовестность других участников сделок, а в случае с Узбекистаном условия были обговорены ранее и роль Амерси заключалась в заверении оценки и оформлении соглашений.
Из архива также стало известно, что некоторые бизнесмены из Узбекистана проводят операции через фирмы, зарегистрированные в Ирландии и Великобритании, используя их как офшоры.
К примеру, офшорные фирмы из Ирландии были указаны в качестве владельцев компаний Trontex LP и Gratum Trading LP из Эдинбурга. Именно они значились в качестве иностранных партнёров СП Bek Cluster, заведующего Сырдарьинским хлопководческо-текстильного кластером.
Помимо этого, Ирландию в качестве офшора используют еще несколько десятков различных компаний Узбекистана. Какие и как именно можно почитать тут.
Кто ещё попал в список
Ряд крупных политиков разных стран, в том числе высшего уровня, подозревается в офшорных махинациях.
- Семья президента Азербайджана Ильхома Алиева через Trident Trust, оформленный на острове Мэн, имеет в собственности объекты на $191 млн, а до 2015 года стоимость их активов достигала почти $700 млн.
- Другой фигурант — король Иордании Абдулла II втайне владеет недвижимостью в США и Великобиртании на $100 млн.
- Кроме них, в списке Pandora отмечен премьер-министр Чехии Андрей Бабиш — он через офшоры купил замок на Лазурном берегу Франции за 15 млн евро. Бабиш был избран с программой, включающей борьбу с коррупцией.
- В отчёт также попал президент Украины Владимир Зеленский. Он оформил свои бизнес-активы на партнёра и нынешнего помощника Сергея Шефира с условием выплат дивидендов фирме его жены Елены.
- Глава Кении Ухуру Кеньята и его родственники владели офшорами с общими активами почти на $500 млн, включая дом в центре Лондона и пакеты акций ряда компаний.
- Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр и его супруга Шери Блэр через покупку офшорной компании, зарегистрированной на Виргинских островах, приобрели здание в Лондоне за 6,5 млн фунтов, сэкономив 312 тыс. фунтов налогов.
В документах ICIJ есть также данные об офшорных активах видных деятелей шоу-бизнеса и спорта — среди них музыкант Ринго Старр, певцы Элтон Джон и Хулио Иглесиас, певица Шакира, тренер футбольной команды Real Madrid Карло Анчелотти и другие.
Например, тренер футбольного клуба Manchester City Хосеп Гвардиола во время работы с «Барселоной» до 2012 года перечислял свою зарплату на счёт в банке Андорры, чтобы не платить налоги в Испании.
Ранее Spot сообщал о расследовании на тему связей аудиторов EY с обанкротившимся узбекско-швейцарским холдингом Zeromax.