01
Что случилось
Центральный банк утвердил положение о порядке цифровой идентификации клиентов, которая может использоваться при открытии и управлении электронными кошельками, банковским счетом или картой, осуществлении трансграничных денежных переводов и даже получении онлайн-микрозайма.
02
Зачем это нужно
Еще в 2018 году Узбекистан взял курс на развитие «цифровых» банков. Конечная цель — сделать все банковские услуги дистанционными. Так, клиентам не придется больше ездить в офис, стоять в очереди, отпрашиваться на работе, потому что рабочие часы у потребителей и банков зачастую совпадают. В идеале любой вопрос как бизнес, так и население, должны иметь возможность решать с помощью телефона, компьютера или другого удобного устройства. Это значительно экономит время, которое в современном мире является самым ценным ресурсом.
03
Что изменится
Теперь для того, чтобы открыть карту, получить микрозайм или денежный перевод из-за рубежа не нужно никуда ехать. Все это можно сделать онлайн. Каждый раз предоставляя услуги клиенту банк будет проводить аутентификацию, то есть проверять, на самом ли деле вы сами обращаетесь в банк или кто-то другой использует ваши личные данные в мошеннических целях.
04
Банки и раньше предоставляли услуги удаленно. Что поменялось?
Действительно, банки за последние годы значительно продвинулись в предоставлении дистанционных услуг. Сейчас через приложение банка можно конвертировать валюту, открывать вклады, получать кредит и многое другое. Но есть один нюанс. Для этого вам нужно быть клиентом банка. То есть, если вы обращаетесь впервые, то обязательно должны посетить филиал, чтобы сотрудник банка мог вас идентифицировать, проверить оригинал паспорта. Банки всячески изощрялись, особенно во время прошлогодних локдаунов, когда люди были заперты дома, транспорту передвигаться по городу было запрещено, а потребность в банковских услугах никуда не делась. Тогда банки и придумывали всяческие схемы того, как оставаться доступными для клиентов. В частности, многие запустили услугу доставки карты: нужно было только заполнить заявку онлайн, в некоторых случаях оплатить тариф. Через несколько дней карту доставлял сотрудник банка, который и проводил на месте идентификацию.
05
Если все работало, зачем нужны новые правила?
Новое положение позволяет исключить пункт обязательной проверки личности и подлинности его документов сотрудниками банков. Теперь, даже обращаясь в банк впервые, вы можете удаленно отправить копию паспорта, сделать селфи с документом или показать его сотруднику во время видеозвонка (каждый банк сам определяет способы подтверждения личности) и воспользоваться услугой онлайн: карту доставят курьерской службой, перевод или кредит зачислят на карту.
06
Кто-то другой может использовать мой паспорт?
Случаи мошенничества в интернете с использованием персональных данных в том или ином существуют уже сейчас. Поэтому риск существует. Банкам и клиентам понадобится время для адаптации. Участившиеся случаи мошенничества, связанные с банковскими картами, показывают, что у населения все еще довольно низкая финансовая грамотность. С другой стороны, банки тоже начнут работать по-новому и должны будут обеспечить защиту персональных данных клиентов, принять меры против подделки, несанкционированного изменения и разглашения идентификационной информации. Именно поэтому регулятор обязал банки установить лимиты на максимальную сумму одной транзакции и за месяц по электронному кошельку, сумму операций, совершенных со счета или карты, а также лимит микрозайма.
07
Что дальше?
Узбекистан шаг за шагом приближается к цифровому банкингу. О том, что это такое, можно почитать тут. Пока страна находится в начале пути. Но выход на рынок таких игроков, как TBC Bank, появление локального цифрового Anor Bank, а также стремление государства (которое, к слову, владеет более 80% банковского сектора) к развитию данного направления, дает надежду, что пользоваться преимуществами цифровизации клиенты и сами банки будут уже скоро.