Roodell — официальный импортер LADA, Kia, Renault работает на рынке Узбекистана с 2014 года. Тогда компания начала завозить автомобили бренда LADA, c 2019 года начались продажи Kia.
С ноября 2020 года компания начала производить сборку автомобилей Kia на заводе ADM-Jizzakh в свободной экономической зоне «Джизак». В сентябре запустилось серийное производство LADA.
Сооснователь компании Данияр Давлетияров рассказал Spot, как налаживается производство, с какими проблемами сталкиваются крупные игроки при импорте авто, о запуске новых моделей, ценах и принимаемых мерах для захвата рынка у конкурентов.
Как создавалась компания
Мы с партнерами, юристами и экономистами, — выходцы из банковской сферы. В 2014 году появилась возможность получить дилерство автомобилей LADA (является частью Renault Group — прим. Spot).
На тот момент были сложности с сертификацией при импорте LADA, которые не позволяли ввозить автомобили даже в ограниченном количестве. Разобравшись в юридических аспектах начали импортировать машины в небольших объемах.
В первый же год продали 100 автомобилей. Начинали продажи в обычном салоне, арендованном на Карасу. Бывало, устраивали мероприятия на авторынке Сергели, чтобы привлечь внимание.
В 2015 году, исходя из спроса, прошли климатические испытания с автомобилями LADA Vesta для того, чтобы получить разрешение на ввоз машин в страну уже в неограниченном количестве.
После того, как компания зарекомендовала себя, в 2018 году Renault Group заключила с нами контракт. Следом в 2019 году начали сотрудничать с Kia Corporation. Тем самым нам удалось охватить три бренда.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
О спаде в этом году
В 2019 году компания продала рекордное количество LADA — более 6,6 тыс. Но в прошлом году произошел спад.
На это повлияла пандемия. 2019 год был для нас успешным, мы улучшали качество, вводили систему CRM, рост продаж произошел за счет открытия и увеличения дилерских центров.
Продажи в 2020 году упали из-за локдаунов: мы не работали с марта по апрель. Во-вторых, мы активно строили завод. Все управленцы компании сменили фокус на строительство.
В-третьих, в конце 2020 года ввели утилизационный сбор, что привело к резкому повышению цен на авто.
Что будет с ценами на LADA после запуска локализации
Цены на LADA сохранятся в текущем диапазоне, снижения стоимости не будет. Чтобы не было резкого перехода при импорте автомобилей мы не повышали цену и работали себе в убыток понимая, что у нас запустится собственное производство.
Есть ли спрос на Kia
Из-за временного дефицита комплектующих не можем удовлетворить тот спрос, который имеется. Ко второй половине следующего года поставки должны стабилизироваться.
До сегодняшнего дня продано почти две тысячи автомобилей Кia. Сейчас в линейке семь моделей — Seltos, K5, Sorento, Soul, Stinger, и K8, Carnival. Пока Сarnival решили не производить, а импортировать.
В конце следующего года планируем наладить выпуск новой модели. В мире она уже представлена в некоторых странах. Мы бы хотели сохранить интригу, поэтому до презентации не будем раскрывать детали.
Кроме того, еще две модели освоим в 2023—2024 годах.
Когда в продажу поступят Renault
До конца года официально стартуют продажи трех моделей — это кроссоверы Arkana, Kaptur и внедорожник Duster. Предполагаю, цены будут дороже чем в России. На это влияет логистика, разница в комплектациях, действующие системы налогообложения и таможенных платежей. Поэтому часто получается, что цены в нашей стране дороже чем в России, но дешевле, чем в Казахстане.
Фото: motor.ru
Завод фактически начал работу в конце 2020 года. На первом этапе запустили цех крупноузловой сборки мощностью 25 тыс. автомобилей в год.
На втором этапе запустим линии сварки и покраски кузовов, тогда в год завод сможет выпускать до 125 тыс. авто.
Как мы поделим мощность между KIA и Renault Group покажет спрос со стороны рынка. Мы не ставим перед собой плановые задачи по объему производства. Всегда исходим из потребностей.
В этом году объем производства не показательный, так как существует дефицит комплектующих.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
О конкуренции
На рынке мы видим четыре игрока, конкурирующих между собой — Chevrolet производимый UzAuto Motors, Volkswagen, Hyundai, также появляются китайские бренды.
Долю нашей компании на рынке Узбекистана мы оцениваем где-то в 2%. Это небольшой показатель. После выхода нашего завода на плановые мощности планируем к 2025−2026 году достичь уровня 25% от доли рынка.
Кроме того, чтобы отнять у конкурентов часть рынка мы представляем новые альтернативные модели и возможности выбора для потребителей. Проводим работу по улучшению качества обслуживания и сервиса в наших шоурумах и салонах, вводим новую систему учета трафика клиентов.
Мы очень хорошо относимся к UzAuto Motors. Она является кузницей кадров, все наши специалисты когда-то работали там. Понимаем, что будет очень сложно с ними конкурировать, им сегодня принадлежат 97% рынка. Но у нас нет внутренней борьбы.
Думаю, наше появление на рынке положительно отразится и на их работе. Любая конкуренция подстегивает компанию производить конкурентоспособную продукцию. Для нас — это стимул развиваться и двигаться дальше.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Об электромобилях
Думаю, будущее именно за электрокарами, но в Узбекистане инфраструктура пока не совсем развита, мало заправочных станций.
Мы тоже в компании планируем в следующем году запустить тестовую крупноузловую сборку электромобилей. Так мы хотим провести анализ рынка, посмотреть, насколько высок интерес потребителей к таким автомобилям.
Пока же заниматься импортом или производством электромобилей нет никакой экономической целесообразности. Потому что, на сегодня в Узбекистане действуют льготы на ввоз электромобилей.
К тому же мы работаем с Kia и Renault Group, а значит, поставка комплектующих будет осуществляться из Кореи или Европы, и это обойдется дороже, чем ввоз готовых автомобилей.
Тем не менее, направление перспективное. Думаю, UzAuto Motors тоже будет производить электромобили на своем заводе.
Об премиальных и недорогих авто
Клиенты дорогих импортных автомобилей и машин которые нами продавались — это разные потребители. На каждый товар есть свой спрос.
В сегменте импортируемых нами моделях LADA и Renault нет дорогих автомобилей, которым предусматривались льготы, введенные в 2019 году (таможенные пошлины отменили для авто, стоимостью выше $40 тыс. — прим. Spot).
Так как раньше мы занимались в основном импортом LADA они и так не облагались никакими таможенными и импортными пошлинами. Потому что на машины, произведенные в Российской Федерации, действуют нулевые импортные пошлины по Соглашению о зоне свободной торговли СНГ, подписанным, в том числе Узбекистаном.
Если говорить о производстве авто стоимостью ниже $10 тыс. то у нас есть уже наработки в этом направлении.
Запуск данной модели предусмотрен в конце 2023 года. Раньше этого срока вряд ли сможем этого добиться.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
О рынке
Фактически до 2021 года мы были импортерами, не занимались производством машин. До нас иномарки завозили частные физические лица, ситуация и сейчас продолжается.
Сложность, в том что дистрибьютор работает с заводом, он имеет заводские цены, а частные лица привозят авто по своим ценам. Естественно, импортная пошлина учитывается из разных показателей.
Импортер, чтобы засертифицировать один автомобиль тратит большие деньги, проходит сертификационные требования, климатические испытания в Узбекистане.
Физическим лицам этим не приходится заниматься. Поэтому у нас большие цифры по статистике импорта определенных автомобилей, но это в основном импорт произведенный частными лицами, не компаниями. Думаю, крупные игроки это чувствуют. Важно упорядочить этот процесс.
Для самого рынка не имеет значения является ли производство и сборка частной или нет. Но появление второго игрока, не зависящего от первого, приводит к дополнительной конкуренции. Впоследствии это должно положительно отразиться на цене и качестве автомобиля.
Для государства это значит увеличение дополнительных объемов производства, поступлений в бюджет и инвестиций. Так как любой автомобильный завод требует большого количества комплектующих, которые производят другие мелкие заводы, то появляется стимул для привлечения дополнительных инвестиций.
Глобально это значит, что Узбекистан изменился, у потребителей появилась возможность выбора, открылся самый закрытый сектор экономики, имеются все предпосылки для инвестирования.
Можно сказать, в стране действительно началась новая веха автомобильной истории, связанная с производством и выходом на узбекский рынок сразу нескольких глобальных автомобильных брендов. Я уверен, за нами последуют другие заводы.